Гр. Сапов. И будет вам счастье...
(текст, заказанный одним журналом, но не появившийся, так как журнал передумал)

 

Благодарю редакцию за любезное предложение высказаться по теме МММ, тибетов и прочих чар, именуемых в народе пирамидами.

Что это такое? Пирамида похожа на биржу и на лотерею.

Однако от биржевой игры пирамида отличается тем, что за бумагами не стоит никакого обеспечения. Ни долгового обязательства, как в случае облигаций; ни дела, приносящего доход, как в случае акций; ни даже колебаний курсов валют или товаров, лежащих в основе фьючерсных, соответственно, валютного или товарного, рынков и представляющих собой формализованные и поддержанные технологией расчетов пари на наступление определенных событий.

От лотереи же пирамида отличается неслучайным характером индивидуального выигрыша. Не тянут карту, не бросают монетку, не крутят лототрон, не следят за шариком рулетки. Нет никакого указания на "везение", на "азарт", наоборот. Как мы видели, реклама аппелировала к образам положительных, практичных, обыкновенных людей.

Формы пирамид разнообразны, но суть их одинакова. В мире махинаций и жульнических схем пирамида напоминает вирус - она проста в реализации и рассчитана на обман доверчивой публики. Есть здесь, конечно, мир высоких технологий ("за размещение нашего баннера мы будем платить вам до 40 долларов в месяц, сумма может быть увеличина, если вы порекомендуете нас своим друзьям…"). Есть формы, как будто стесняющиеся самих себя ("вступая в наш элитный клуб, вы становитесь распространителем его членских билетов"). Но к цели приводят и простые пути ("Мы покупаем и продаем бумаги МММ без всяких ограничений, по ценам, которые растут день от дня").

А можно обойтись и вовсе безо всяких "билетов" и "акций на предъявителя".

"Пришлите по этому адресу рубль, напишите еще четыре таких письма и вам будет счастье".

И шлет доверчивая публика, и пишет, и рассылает. Итак, наличие доверчивой публики - непременное условие успеха пирамид. На первый взгляд, чем более "дремучим" является население, тем шире распространяются пирамиды. Действительно, не случайно в европейских странах после 1990 года в наибольших масштабах пирамиды развернулись в Албании и Румынии - беднейших бараках бывшего социалистического лагеря. Правда, не избежала этого увлечения (а также последовавшего разочарования) и относительно благополучная Чехия, уступая в масштабе и продолжительности афер. Ну и мы, конечно, попались. А когда и где еще бывали пирамиды?

Вот что писал о жертвах Джона Ло и его Миссисипской компании, акции которой распространялись во Франции в 1719 году, историк прошлого века Чарльз Маккей:

"Высшие и низшие классы были в равной степени преисполнены желания несметного богатства. Среди тогдашней аристократии не было ни одной мало-мальски заметной персоны, за исключением герцога Сен-Симона и маршала Виллара, не вовлеченной в куплю-продажу акций. Люди всех возрастов и всех сословий играли на повышение и понижение миссисипских ценных бумаг… Сапожник, имевший прилавок на улице рю де Куинкампуа (парижская Уолл-Стрит восемнадцатого века - Гр.С.), зарабатывал около двухсот ливров в день, сдавая его напрокат и снабжая брокеров и их клиентов письменными принадлежностями".

Запомним этого сапожника: сапожник-то он сапожник, но не простак!

Вот пожалуйста: "люди всех сословий". И тюльпанная лихорадка, охватившая степенную Голландию в 1636 году, тоже не разбирала, косила всех без разбору. Как пишет историк, тюльпанами занимались дворяне, горожане, фермеры, мастеровые, мореплаватели… "Люди всех рангов конвертировали свою собственность в наличные деньги и вложили их в цветы". Что-то знакомое, не так ли? Знаком и конец. "Становилось ясно, что кто-то обязательно разорится. По мере того, как уверенность в этом овладевала все большим числом людей, цены падали и больше не поднимались. Доверию пришел конец и торговцев охватила всеобщая паника".

Опять - все без разбору, люди всех рангов... Значит, дело не в богатстве и сопутствующем образовании? Что объединяет таких разных "людей всех сословий"?

Заметим важное свойство пирамид. Для ее краха необязательно исчезновение зачинщиков с кассой. Достаточно прекращения "волны вовлечения". Так же как на стадионе: волна прекращается, когда те, чья очередь вставать и махать руками, остаются сидеть.

Почему это возможно?

Пирамиды - спутник перемен, почти неизбежный атрибут перехода от традиционного общества к современной, условно назовем ее "городской" культуре. В традиционном обществе господствуют нормы и ценности "ближнего порядка" (термин, сконструированный В.Найшулем по мотивам работ Ф.Хайека). Эти нормы характерны для относительно небольших групп людей, как правило, знакомых друг с другом, имеющих общую цель и встроенных в иерархию. Подчеркну, ближний порядок не является "устаревшим" или "плохим". В современной городской культуре он преобладает, например, в семье - институте негромком, но очень важном. Другой пример, - находящаяся казалось бы на другом социальном полюсе от семьи армия. Определяющими в рамках ближнего порядка являются отношения подчинения - господствует субординация, она известна участникам и принимается ими.

В противоположность ближнему, расширенный (точный перевод Хайековского термина extended order), или, иначе, дальний порядок характерен для больших групп людей, имеющих собственные цели, соотноящих, или координирующих свое поведение с другими с помощью системы норм, которые имеют более абстрактный, внеличностный характер. Классической иллюстрацией дальнего порядка (иногда его называют "рыночный", "капиталистический") является дорожное движение - каждый едет по своим делам, соотнося свое поведение с поведением других водителей, с которыми он не знаком и вряд ли познакомится.

Кроме того, никто не имеет ни возможности, ни необходимости, ни желания указывать другим, куда им ехать. Субординация вынесена за пределы участников движения и воплощена в фигуре регулировщика.

Но и здесь есть важное отличие от "папаши", "вождя" или "доминируещего самца" ближнего порядка. В ближнепорядковых системах эта фигура представляет собой вершину иерархии. В дальнепорядковых системах "регулировщик", даже если это "верховный регулировщик", является воплощением неких принципов, в случае с дорожным движением его (движения) Правил.

Подумайте, какое напряжение для человека, выросшего "при ближнем порядке"! Смешно ("не так") одетый человек что-то делает рукой с палочкой, и все поворачивают, тормозят или останавливаются! Видимо это и есть их властелин!

Между тем, именно на нормах дальнего порядка основана современная цивилизация. Возьмите любой бытовой предмет, даже не являющийся изделием высоких технологий. Скажем, карандаш (пример Леонарда Рида, ученого, бизнесмена и филантропа эпохи Эйзенхауэра). Дровосеки, валившие лес, ничего не знают о металлургах, изготовивших узенькую полоску металла, в которой зажат ластик. Металлурги никогда не встретят упаковщика, который, в свою очередь, понятия не имеет о том, кто таков машинист состава, везущий контейнеры, один из которых набит коробками с карандашами. И поистине, почти чудесным является факт вашей встречи в магазине с нужным вам карандашом! А ведь подобные события происходят миллионами, если не миллиардами, по всему миру и постоянно!

Возникнув, в соответствии с одной из гипотез, в эллинском Средиземноморье, расширенный порядок, непрерывно расширяясь, преобразовал лицо мира, обеспечив людей едой, одеждой, домами, транспортом, связью и тысячами вещей и услуг, удовлетворяющих новые, возникшие лишь на его базе потребности (например, потребность читать научно-популярные журналы). Переход, однако, был не безболезненным.

Одной из проблем стала задача адаптации культур ближнего порядка к новым, пугающим своей анонимностью отношениям. Следы этого болезненного периода приспособления сохранились в культуре всех народов. Хорошим примером являлется выделенность всего, что связано с деньгами - ключевого изобретения, позволившего людям расширять дальний порядок за пределы первичного социального "микрокосма". Вообразите например, такой текст: "предприятия обязаны ежедневно сдавать остатки карандашей в специализированные учреждения, имеющие лицензию".

Между тем, это вольное переложение инструкции о налично-денежных расчетах, в котором слово "наличность" заменено на слово "карандаши". При чем же здесь пирамиды? А вот причем.

Кажется, что для обращения с деньгами, товарами, ценными бумагами и прочими атрибутами дальнего порядка необходим некоторый навык. Значит, дело в образовании? Но мы видели, что это не так. В чем же состоит этот навык, имеющий, кстати говоря вовсе не частное ("ценные бумаги", "технология расчетов"), а универсальное значение? Необходимый навык состоит в умении жить в реальном мире.

Отступление о терминах

Не испытывая симпатий к толпам вообще и к толпам обманутых в частности, должен сказать пару слов в их защиту. Это относится, прежде всего, к тезису об иррациональности.

Я считаю важным разобраться с иррациональностью не потому что я такой уж сухарь. Мне просто кажется, что эта гипотеза неверна и, следовательно, не помогает преодолеть те установки, которые привели к ажиотажу вокруг пирамид, а скорее консервирует их, оставляя людей в плену заблуждений.

Не следует преувеличивать иррациональнность толпы. Часто вместо того, чтобы сказать "я не считаю твое поведение разумным, я бы так никогда не поступил, мне непонятны мотивы твоих действий", мы применяем эвфимизм, говоря "это совершенно иррациональное поведение".

Для прояснения ситуации вспомним определения и примерим их к интересующему нас случаю.

So spricht Levada …

"Так говорит Заратустра" - это Ницше написал. Читателям этого журнала сей факт, конечно же, известен. Кто такой Левада, думаю тоже долго объяснять не надо.

Но вдруг кто-то читает этот журнал первый раз в жизни? Думаю, читатели со стажем меня простят. Юрий Александрович Левада - философ и социолог. Социологом он был всегда. Даже когда за занятия социологией наказывали. Двадцать лет назад Юрию Александровичу не разрешали работать социологом. Но он не переставал им быть, также как он не переставал быть философом. Он работал в одном академическом институте, руководители которого были достаточно умны, чтобы считать это за честь. Читал, думал, писал в стол.

Кроме того, будучи человеком мудрым и храбрым, он на свой страх и риск организовал собственный, (как сказали бы сегодня, частный) семинар, на который ходил и я, в ту пору стажер того же института. Конспекты лекций Левады относятся к наиболее ценным приобретениям того времени. В частности, Левада знакомил нас с концепциями рациональности. Привожу выдержку.

Рациональным мы называем поведение, для которого характерны следующие условия. Во-первых, человек, ведущий себя рационально, имеет цель. Тот факт, что мы не разделяем целей других людей, не отменяет их рациональности. Во-вторых, эта цель должна быть осознанной. В-третьих, рациональное поведение включает в себя этап выбора средств. Люди выбирают те или иные средства. Тот факт, что эти средства могут оказаться негодными, не делает этот акт выбора иррациональным. В-четвертых, рациональное поведение предполагает умение построить в уме цепочку промежуточных, частных (отсюда ratio - часть, частное) действий, которые приведут человека к избранной им цели. Наконец, рациональное поведение, кроме расчета, включает в себя собственно действие, практическое прохождение этих самых шагов, ведущих к цели, создание реальных изменений.

Рациональность вкладчиков

Рассмотрим теперь толпу вкладчиков. Во-первых, рискну предположить, что обманутые вкладчики не ставили своей целью обмануться или приятно провести время в очередях, разговаривая с интересными людьми. Имея различные бытовые нужды (от необходимости наскрести на бутылку до починки зубов и покупки квартиры), люди, принимавшие участие в пирамидах, были едины в одном - все они, вступая в игру, хотели увеличить количество денег, имевшихся в их распоряжении на какую-то дату. Первое условие выполнено.

Теперь о "бессознательном". Социологам, а точнее социальным психологам виднее, какие объяснения давали люди себе, домашним и интервьюерам. Для нас важнее наблюдаемый факт. Фактом же является их поведение: на протяжении длительного времени люди покупали и продавали различного вида бумажки. Бессознательно человек может свалиться с кровати (во сне), оговориться (сознание не справилось с контролем речи), пролить соус или начать ковырять в носу. Однако для совершения сделок необходимо участие сознания. Я подозреваю, что все участники платили за билеты МММ ровно столько, сколько требовалось, и аккуратно пересчитывали сдачу. Это означает, что люди в процессе покупки и продажи бумаг "пирамид" вполне сознавали свои цели.

Третье условие, а именно выбор средств. Это поистине ключевой момент нашей истории, поэтому рассмотрим его подробнее.

Человек захотел стать миллионером, или купить автомобиль, или поехать в отпуск на море. Прекрасно. Что нужно для воплощения этой мечты в жизнь? До начала действий и даже до выбора средств человек задает себе два важнейших вопроса: что и когда? Без ответа на эти вопросы он не может начать действовать. Рассмотрим пример с автомобилем подробнее. Подержаная иномарка или новенькие "Жигули"? А может быть "Волга"? Или тогда уж "Нива"? Или раз уж все равно "Нива", то уж лучше "Джип Чероки" или по крайней мере "Ниссан Патрол?" Или все-таки "Жигули"? Для ответа на этот вопрос нашему "хотящему купить автомобиль" нужно будет понять, для чего ему автотранстпортное средство, как он собирается его использовать, сколько он готов тратить на страховку, а сколько на ремонт, и т.д, и т.п. Пусть выбор сделан. Можно покупать? Если есть деньги, то конечно можно. А если, как это бывает чаще всего, между мечтой и реальностью есть разрыв, скажем, в виде отсутствия необходимой суммы? Вот тут приходит черед второго вопроса, вопроса "Когда?" У людей, выбравших одну и ту же марку автомобиля, но по-разному ответивших на вопрос "Когда?", действия будут на удивление непохожими. Если этот наш некто хочет иметь автомобиль в течение недели, то он, вполне вероятно, срочно начнет обзванивать друзей, знакомых и даже родственников, ища согласных ссудить его деньгами. Поэтому первым действием такого человека будет составление списка (на листочке или в уме) и размышления на тему: у кого, сколько и на какой срок он может одолжить, с тем, чтобы как можно быстрее набрать необходимую сумму (вполне возможно, кстати, что в список попадет школьный приятель, которому он не звонил лет пять и который срочно, на любых условиях продает свой старый "Москвич" - это иллюстрация пользы реальных действий, иногда довольно неожиданной). Другое дело, если этот же автомобиль человек решил приобрести в течение нескольких месяцев или там года. Тогда ему не нужно думать о том, как добыть необходимую сумму сегодня-завтра. У него есть время, а следовательно и действия его будут совершенно другими. Иными словами, кроме решения о сумме денег, нужно принять еще одно, а именно, решить, в течение какого времени он или она будут эту сумму накапливать. После этого становится яснее с действиями, которые нужно предпринимать для достижения цели. Я допускаю даже, что ему придет в голову желание эти средства заработать. Но, скажут, как же, разбежался! Вот так прям все просто! А если нет работы, или нужной специальности, или блата, или ума, или жилищных условий?! Тут появляется первый выбор: продолжать хотеть автомобиль такой-то марки в такой-то срок или поменять цели? Не больно-то и хотелось, возись с ним потом, запчасти, угоны… Значит, говорю я ему, ты на самом деле автомобиль-то и не хотел, а хотел ты, милый друг, лежать на диване и смотреть новости по телевизору, ругая всех матом и прихлебывая пивко. Так ты этим и занимаешься, так что ты самый довольный среди нас и есть и не морочь мне голову своим автомобилем. Но, предположим, цели он не поменял, от автомобиля отказываться сил нет. Надо доставать деньги.

Тут подоспело четвертое условие, про расчет шагов, ведущих к избранной цели. И тут надо на эту нашу толпу взглянуть повнимательнее. Расчет. Мы говорим "расчет на то-то и то-то". На что же был расчет у этих людей? Виноваты ли они? Виновато ли государство? Виноваты ли те, кто не стоял в этих очередях? Из всех видов действий, которые могли привести к цели, людьми МММ было выбрано это, проверенное, освоенное и, что уж там, работавшее в прошлой жизни: стоять в очереди. Рискну предположить, что именно очередь была тем стартовым механизмом, который запустил привычный советский стереотип: раз очередь, значит что-то стоящее! Там, в конце что-то дают (второе ключевое слово). Но последнее оказалось иллюзией. Стоявшие не выстояли ничего. Действие, оказалось неправильным, т.е. не приводящим к цели. Но оно не было иррациональным! Граждане могут задать резонный вопрос: "А куда смотрит милиция?". Кто с образованием сформулируют что-то вроде: "Скажите, в современных условиях, какие государственные обязанности остались у государственных органов? Нас, в частности, интересует, каковы сегодня прерогативы силовых структур, отвечающих за внутренние дела..."

Что могло сделать и не сделало государство в лице своих органов, отвечающих за регулирование рынков? Я не хочу никого обвинять, но остается совершенно непонятным, почему не было задействовано первое что приходит в голову, а именно режим информирования. Без всяких спецназов в масках и прочих признаков очевидной слабости государственной машины. Ненасильственно, бесстрастно, в стиле "Минздрав предупреждает", после каждого ролика с Леней Голубковым надпись "Минфин и ЦБ предупреждает…". Именно Минфин и ЦБ (напомню, что ФКЦБ еще не было, а соответствующее подразделение Госкомимущества отличалось почти легендарной некомпетентностью и политиканством). Как говорится, соответствующие предложения были сделаны, но не были услышаны. Но бог с ними, с виноватыми. Давайте посмотрим на другую часть населения.

Была и другая Россия…

В фильме Михаила Ромма есть такой фрагмент. На экране демонстрация немецких коммунистов и закадровый голос Ромма говорит: "А ведь была и другая Германия…" Мне и тогда казалось и сейчас кажется - что-то здесь не то. Чем уж та, показанная демонстрация, была другой? Цветом знамен, текстами лозунгов, маршами? Врагами? Врагами, пожалуй, да. Но вот средствами, подозреваю, обе те Германии отличались не сильно. А та Германия, что отличалась, в фильм не попала, время ее пришло году в 47-48.

Была и другая Россия. Люди бросились работать и зарабатывать. О них не писали статей, их не показывали по телевизору, они не были объектом ничьей защиты.

Вспомним как миллионы предпринимателей, лучшая, наиболее активная и честная часть народа, за свой счет, на свой страх и риск бросившись в незнакомое дело, с муравьиным упорством за считанные месяцы наполнили города. Импортеры изо всех мест и всех размеров погнали составы и трейлеры с едой и одеждой, экспортеры стали заказывать транспорт, ремонт и жилье для работников. Строители бросились в сельскую местность и засверкали новые крыши там, где этого не было с конца 50-х, а где и с нэпа! А ведь экспортерам, импортерам, строителям и членам их семей нужно и отдыхать, и по телефону звонить, и мыться, и читать! По телевизору продолжали завывать о грядущем голоде и катастрофе, если не вмешаются власти, дебелые мужчины в перстнях и дорогих аляповатых галстуках. Им вторили академические головы, увенчанные благородными сединами или лысинами. "Голод, знаете-ли. Го-лод. Фактически вымирание страны. Да-да, запретительные меры и скорейшие. Можно, конечно, сделать и как предлагают наши либералы, но это как-то сложно. Ненадежно. Будут мухлевать. Лучше полный запрет. Года на три. Чтобы поднялось свое. Спасибо. А где тут у вас расписаться? Нет, завтра не могу, провожаю жену в тур. Андорра-Будапешт".

Другой полюс образовали стояльцы МММ. И те, и другие каким-то непостижимым образом считали свои занятия работой. Страна обтекала людей МММ с их остановившимися глазами и шевелящимися губами. Повторяю, мощность этого мирного восстания была несопоставима с бедолагами тибетов и чар. У десятков миллионов людей на пирамиды просто не было ни времени, ни сил, ни лишних денег. "Ты билеты МММ не покупаешь?" "Да нет, ты знаешь, как-то нет". "Давай я тебе расскажу, штука верная" "Да нет, извини, старик, некогда сейчас, давай в другой раз". Какое чутье спасает людей от "верных штук" и "беспроигрышных вариантов"? Что заставляет их искать приложения своим умениям, навыкам и талантам? Что поддерживает их в этих неустанных поисках (а кто сомневается, пойдите на оптовый рынок и посмотрите как бегают мальчишки с тележками, или вспомните сапожника с парижской Уолл-стрит восемнадцатого века). Почему массовым, несмотря ни на что, является народное презрение к праздности, к халявному рублю, к нечистым рукам жулика и прыгающим глазам бюджетного вора?

Во что воплотилась и как оказалась бездарно растраченной эта энергия? Эти вопросы, впрочем, уводят нас далеко от темы несчастных жертв маленькой игры, еще недавно казавшейся такой большой и такой значительной...

I Наверх | На главную страницу | На входную страницу | Туда, откуда пришли |