"От четверга до четверга" за 17 февраля 2000 года

Предуведомление

По мелочи вроде, а что-то много набралось. У кого времени мало, советую чтение отложить, дела переделать, а уж потом не спеша прочесть.

Сегодня – сплошные нарушения.

Благотворительная и оплачиваемая деятельности разделены у меня китайской стеной. По стене ходят часовые и хоккейными клюшками спихивают карабкающихся через стену, пробирающихся оттуда сюда, из черного мира коммерции в светлый мир бескорыстной прозы. За количеством бескорыстной прозы тоже приходится присматривать, ибо имеет тенденцию к бесконтрольному разрастанию, что повышает нагрузку на эффективность коммерческого человеко-часа. Так и бегают часовые от одного края стены к другому.

Иные материалы, лезущие на стену с коммерческой стороны, тихо срываются и больше не возникают. Некоторые, опять-таки без лишнего шума, пристраиваются под стеной, рассчитывая обратиться деревом и перелететь хотя бы в виде семян. А есть такие пролазы, что буравят стену и проползают под ногами в буквальном смысле. Вот и сегодня – я ему: нарушаем, товарищ. А он мне: дай дорогу, на ту сторону охота.

Другое нарушение тоже с оправданием.

Тем, кто давно (!) и терпеливо (!!) ждал полноценной (!!!) обещанной (4!) второй части про американскую депрессию. Увы и ах. Не получается. Переобещал. Каюсь.

Оправдание же вот какое. Депрессия эта занимает у меня полноценных шесть часов лекций. С до и после. С раздаваемым материалом. С вопросами. С цифирью, ссылками, экскурсами и т.д. Получатели – студенты, будущие магистры. И хотя я понимаю, есть такое мнение, что все это условности, что, де мол, все это так, невзаправду, но вот не чувствую я морального права выкладывать здесь то, что штатным студентам полагается... Хотя и вас я тоже люблю и уважаю.

Так что за американской депрессией прошу на экономический факультет Московского университета. Там надо быстренько в магистратуру поступить (проучившись предварительно 4 года в бакалавриате, но можно и извне), первый курс этой магистратуры окончить, перейти на второй, выпускной, а там уж я, за углом, с лекциями притаился, и к-а-а-к...

Гм-м, прошу прощения.

Но тем не менее. Свет не без добрых людей. И заказали однажды у меня добрые люди статью про этот период. Общепознавательную, даже развлекательную. Но чтобы с моралью. И я ее написал. И добрые люди, предвидя ваше ожидание, взяли, да и отказались ее печатать.

Так что, благодаря нечаянной доброте одних появилась у меня возможность взывать к милосердию совсем, совсем других.

Ну все. Хватит предисловий. Поехали.

17.02.2000

1. Вопросы валютного контроля

2. Свет угасших звезд. Продолжение

3. Разные грани бытия. Школа

предуведомление
текст

4. Новости и комментарии

5. Отвергнутые общественные работы вместо несостоявшейся депрессии

6. Зарисовки с натуры под музыку любимого автора

 

1. Вопросы валютного контроля

В силу производственной необходимости периодически просматриваю новости АК&М, в том числе на www.akm.ru . Обнаружил там прелюбопытнейший материал – пресс-конференцию Российско-европейского центра экономической политики (удивительные у нас, все-таки, умеют придумывать названия) с участием А.Н.Илларионова, директора Института экономического анализа и О.В.Дынниковой, старшего эксперта экономической экспертной группы при Минфине РФ (чуть было не написал СССР, не к ночи будь помянут).

Тема: последствия 100-процентой обязательной продажи валюты, полученной от экспорта. После вступительного слова директора этого самого Российского центра выступила эксперт Минфина и сказала, в числе прочего, что

(i) покупку населением валюты Минфин не считает оттоком капитала;

(ii) ускоренную по сравнению с 1998 годом продажу валюты населением Минфин считает "возвращением иностранной валюты в экономику со стороны населения";

(iii) существует весьма широкий диапазон, в котором была наблюдаемая динамика оттока капитала ("Хочется посмотреть, насколько меры, принятые Центробанком в 1999 году, повлияли или повлияют на объем оттока (экспорта) капитала из страны. И тут возникает вопрос определения. В зависимости от определения оттока капитала, и в зависимости от того, в чем мы измеряем отток, на самом деле зависит ответ: снизился ли отток капитала в 1999 году или вырос")

(iv) государственные служащие полагают, что российское законодательство носит проактивный, телеологический характер, определяя цели хозяйствующих субъектов, а не ограничивая средства их достижения ("Однако на бирже Центральному банку проще проконтролировать соответствие между целями, на которые покупается валюта, и соответствие этих целей российскому законодательству. Таким образом, реально потенциально положительный эффект рассматриваемой меры связан вовсе не с увеличением предложения валюты, а с концентрацией большего числа сделок с иностранной валютой на бирже, что дает Центральному банку больше возможности контроля за соответствием цели приобретения валют по российскому законодательству").

Там еще были такие феномены испорченного неаккуратным изучением статистики сознания как уверенность в том, что будущее способно изменять прошлое ("на самом деле значительное снижение оттока капитала произошло во II квартале 1999 года в основном за счет того, что суммарный отток капитала за год снизился"), но это уже мелочи.

Урок, который можно усвоить (а кто знает, не грех и повторить), состоит в следующем:

1. Государственные органы имеют возможность манипулировать реальностью и, в особенности, ее отражением, принимая те или иные методики расчета показателей. Значение показателей, соответствующих эмоционально нагруженным терминам могут расти, а могут и падать.

2. Контроль по-прежнему является мантрой российского государства.

Удивительное дело! Даже когда прямые шкурные интересы требуют замены продразверстки продналогом, мания контроля берет верх. Или тут тонкое понимание стратегического, постоянного значения контроля при понимании ситуативного, временного характера проблем с выплатой долгов? Я имею в виду переход к твердому плану по сдаче экспортерами государству долларов на оговоренную сумму, позволяющую государству рассчитаться по своим обязательствам в этом году.

Такой вариант не рассматривается, в частности, потому что (а) сегодняшняя ситуация необоснованно оценивается как более далекая от краха, чем год назад, (б) работать такая схема будет только в случае отказа от новых (краткосрочных) заимствований, проценты по которым необходимо будет погашать в этом же году, (в) в случае реализации договорного принципа утрачивается манипулятивная, силовая составляющая в диалоге с экспортерами.

Два последних резона рассматривать не буду, а по поводу первого должен предостеречь от необоснованной статистической эйфории.

ВВП – коварный показатель. В частности, растет после техногенных катастроф, войн, стихийных бедствий (рост государственных закупок вооружений, рост расходов боеприпасов). Гипотеза: если аккуратно пересчитать вклад боевых вылетов на Кавказе в прирост ВВП, он может и превзойти 100 процентов. Косвенное подтверждение этому – падение расходов населения.

На более укрупненном уровне. Слушайте, но ведь в советское время степень контроля за валютой была – не сравнить. И что? Чуть до смерти не уконтролировались. Все проели, что не проели – прогуляли, что не прогуляли – вывезли.

Кто подробнее хочет, идите на www.akm.ru, читайте материалы пресс-конференции, комментарии А.Н.Илларионова (по-моему, он проявил себя не к месту джентльменом, пожалев юную эксперта).

Я к его комментарию добавлю лишь одно. Существует логика государственного вмешательства. Эта логика состоит в том, что государство начинает с очень тонких, структурных, продуманных мер, лежащих в рамках рыночной культуры.

Но оно никогда не удерживается на этом уровне. Потому что тонких знатоков быстро сменяют нетерпеливые функционеры, которым нужен Результат. В нашем случае после 100-процентной продажи просматривается отключение рыночного механизма определения курса, в пределе – переход к д.в.к. – дифференцированным валютным коэффициентам, в гигантской запутанной системе которых так легко сочетать единство государственных и личных интересов.

Под занавес вылезает и кое-что пострашнее личных интересов честных и умелых государственных служащих. Появляются спецслужбы и устраиваются поудобнее.

Финал государственного вмешательства в частную жизнь есть всегда ее разрушение. Один из популярных в этом веке механизмов выглядит так. Спецслужбы инициируют цепь событий. Неважно каких. Исполнители послушно отрабатывают. Дальше верхи то ли меняются, то ли забывают. Такая система, без памяти. Начинают обрабатывать результаты частных наблюдений. Мать честная, а они однотипные, все как под копирку! Еще бы, ведь они – порождение единой центральной воли. "Не может это просто так быть, должен быть центр, ищите центр" – велит низам забывчивый верх. И ищут, и находят. Исчезла граница между реальностью и государственными фантазиями.

Вот что мне пришло в голову при взгляде на начало попыток возобновления валютного контроля.

Вернуться наверх

2. Свет угасших звезд. Продолжение

С самой первой деловой поездки, которая состоялась классе в 7-ом (со школьным театром в подшефный совхоз на весенних каникулах), и потом, во всех стройотрядах, шабашках, командировках и заграницах всегда удивлялся: как это люди долго, распределенно так (а не сфокусированно) переключаются сознанием из одного места в другое?!

Вот и недавно, слушаю любимого автора, сочинителя песен, а он вдруг как затянет: " Вопрос: отвыкать ли теперь, отправляясь обратно, и слыша в ответ: прощай, чужестранец!" Тоже мне вопрос! Отвыкать. А потом привыкать. И на все про все – пара секунд.

В первую капстрану когда ехал, поговорил с Виталием Найшулем. И он слова тому, что я смутно ощущал, нашел. Ты, говорит, обзаведись таким переключателем. Как в самолет сел – переключил на "там". Как обратно прилетел, приземлился, паспортный контроль в Шереметьево прошел – переключай на "здесь". И еще вот что. Никогда не пересчитывай ничего на рубли. А я ему обрадовано говорю: спасибо, конечно, за науку, но тумблер твой у меня природный, а что на рубли пересчитывать без привязки к какому-нибудь товару бессмысленно, это я и так знаю. А поскольку товаров – бесчисленное множество, то к любому привязывать бессмысленно. А верх бессмысленности – пересчитывать по усредненной потребительской корзине какой-нибудь страны, потому что хотел бы я видеть того чудака, кто за свои деньги согласится выкупать усредненную корзину, хоть своей страны, хоть чужой.

Все это я вспомнил, пока в очереди на такси в вашингтонском аэропорту стоял (начало этой истории см. в "От Ч до Ч" за 3 февраля, главка "Свет угасших звезд".

Потом был отель, конференция (с вечерним мероприятием накануне официального открытия, чтобы все могли в неформальной обстановке перезнакомиться, очень удобно). Позже расскажу о совершенно сногсшибательном объяснении очереди в аэропорту.

Нет, не утерпел. Полез в Дневник того путешествия, выписываю:

Водитель такси оказался симпатичным афро-американцем средних лет. На вопрос, как ему в очереди за пассажирами, он с большим энтузиазмом ответил: "Очень хорошо, сэр!"

"Раньше ведь как было, – терпеливо разъяснял он удивленному чужестранцу, – кто хочешь мог брать пассажиров в аэропорту им. Даллеса. У нас ведь тут, сэр, Вашингтон, федеральная столица?– полувопросил-полупояснил он, на что путешественник энергично закивал с заднего сиденья. Поймав кивание в зеркальце, таксист успокоился и продолжил. "Раньше в аэропорту гостей столицы встречал кто попало. Машины бывали всякими: и грязными, и, страшно сказать, помятыми. Зато теперь все переменилось. Теперь всех пассажиров, прилетающих в аэропорт Даллеса, встречают такси одной компании. Такой хороший договор заключила администрация аэропорта".

– А как же.... – начал было я.

– Ну, конечно, это большая честь для нас. Машины должны соответствовать. И внешний вид, и персонал. Вы понимаете...

– Но если мне нужно в аэропорт из города, а я еду не на вашем такси?

– И это предусмотрено, сэр. Так как у нашей компании такое вот исключительное право встречать пассажиров, нам запрещено их доставлять в аэропорт.

– Но ведь...

– Да, да, сэр правильно понимает. Сейчас я вас высажу и поеду прямиком обратно, в аэропорт. Ваш отель, сэр.

Так нормативные описания сталкиваются с железобетоном реальности. Что прочней?

Конференция была блистательная. Это было лучшее из всего, что я видел. Немцы, только и вздохнул я. Немецкая педантичность плюс американская деловитость...

Мой доклад был размножен в числе экземпляров, равном числу участников плюс один для меня плюс резервный и лежал в ящике с моей фамилией. Конференция была интенсивного типа, так что число докладчиков примерно совпадало с числом участников. Материалы все привезли с собой, сдали девушке за стойкой, кто бумагу, кто дискету, она печатала и ксерила, раскладывая готовое по ящикам. Все писалось на видео и аудио. Через положенное время – кофе брейки. Через положенное время – ланчи с речами. Непрерывная работа с 9 утра до 7 вечера (перерыв на ланч – не отдых, а время для полезного тусования, все суют друг другу карточки и знакомятся). Круглый стол (прямоугольной формы). За ним – участники. В зале – гости, человек пятьдесят.

В течение двух дней конференции ни одно событие не отклонилось от расписания ни на одну минуту.

Сколько народу управляло процессом? Три человека. Содержательный ведущий-модератор. Сквозной технический человек. Девушка вне зала, на компьютере с факс-модемом и парой принтеров. В коридоре выставлено для нужд участников ксероксов – три, телефонов – пять.

Первый раз на подобном я побывал в 1991 году. Тогдашнее мероприятие было в другой стране и шло неделю. Я был поражен в самое сердце. Поминутная пригнанность жизни в первый день показалась физически невозможной. На третий день стало ясно, что усталость есть, но совершенно несоветского типа, как ихний сухой и ломкий пластиковый мусор (одинаковый, что в здании, что на улице) против нашей жирной жидкой тотальной грязи (одинаковая же). Через неделю, прилетев в Шереметьево, готовясь переключить тумблер, стоял на паспортный контроль (тогда прибывающие еще в Советский Союз, к себе домой, стояли со всеми вместе). За стеклом на корточках сидели, а на сломанных креслицах, поставленных в кружок, висели и раскачивались солдатики, человек шесть. Курили, сплевывали, беззлобно похохатывали. Очередь стояла минут пятьдесят. И все пятьдесят минут солдатики висели на сломанных креслицах, сплевывали, похохатывали, курили. Там за стеклом сто человек почти час на это взирали. А может двести. Я поймал себя на мысли о неисчислимости потребностей армии в живой силе при таком времяпрепровождении. Да и долги. На это сколько хочешь можно занимать и все мало будет (тогда, на закате Горбачева, тема задолженности очень тоже муссировалась, правда лишь в профессиональной среде). Пора было переключать найшулевский рычажок.

Ну а пока, наслаждаясь утренней свежестью, слушал первого докладчика, министра приватизации одной восточно-европейской страны.

На кофе-брейке рядом оказался с подтянутым синеглазым крепышом с щеточкой офицерских усов. Откуда? Да я из Сальвадора. А я из Москвы. Ну как там, он подставил чашку, которую официант наполнял недекофеизированным, понятно, кофе, как там, этот, генерал Лебедь? А почему Лебедь? Ну, он вроде у вас самый толковый, сказал сальвадорец. Генерал ничего, говорю, губернатором служит, а ты-то кто таков будешь?

Оказалось – бывший офицер, министр в отставке. Сейчас отдыхает, летает на своем самолетике, играет в гольф с британским послом ("я ему заявил протест и сказал, пока Пиночета не освободите, я с тобой в на одном поле рядом в гольф играть не стану"). Уже в отставке раскрутил и запустил крупный проект. Школы продают родителям. Это как это? Да очень просто, родители образуют паевое товарищество, устав нетиповой, когда дети выпускаются, они пай обязаны продать следующим родителям. Если школа хорошая, желающих много, плата большая, value растет, пай продается с премией против первоначального. Но это нечто промежуточное, сказал я. Ну да, с чего-то начинать надо, согласился он. Но...

Тут перерыв кончился и мы пошли за свой прямоугольный круглый стол.

[продолжение следует]

Вернуться наверх

3. Разные грани бытия. Школа

"Разные грани бытия" – общее название, рубрика. "Школа" – название материала, объект описания, а "Четыре портрета и эскиз" – жанр. Найдено при разборе архивов, время написания – 1994 год. Помню примерно тогда же были еще "Армия", "Суд, милиция и тюрьмы", "Внешняя торговля" и, кажется, "Наука большая и наука малая". Пока не встретилось. Найду – выложу.

Общая логика этих фрагментов была следующая.

Институты советского мира как обезглавленный петух, носятся по двору, теряя перья. Многие из этих институтов, часто будучи нелепыми по исполнению, по крайней мере по замыслу отражали некую социалистическую целесообразность. После исчезновения СССР для них началась этакая жизнь после смерти – уже ни для чего, но еще есть. Сумма тягот и страданий, причиняемая их существованием, непомерно велика и не убывает.

Фрагменты эти ни для чего не пригодились и пошли в паку с надписью "Разное. Разобрать". Вскоре вышли матрично-эволюционные материалы Симона Кордонского, качеством выше, просто другого уровня. Они вроде бы даже есть в интернете, только я не знаю где. Но я думаю, что более укорененные в сети люди, если есть интерес, разыщут их по фамилии. Мне рассказывали, что это не сложно.

Но вот сейчас я эти, свои достал, сдул пыль. Перечитал – пожалуй что свежо. Но это не я такой прозорливый, просто у нас тут (несмотря на начавшийся экономический рост) время все еще не двигается, или, скорее, неспешно крутится на одном месте.

Итак,

Вернуться наверх

Школа. Четыре портрета и эксиз

Школа.

Старое нормативное описание

Советские школы и, шире, система среднего образования есть средство обеспечения народного хозяйства потенциальной рабочей силой стандартного качества. На входе – дети, на выходе – подготовленные для производственной деятельности, усвоившие нормы социалистического общежития молодые люди. Две важные функции – подготовка юношей к службе в армии и подготовка абитуриентов к поступлению в высшие учебные заведения. Среднее образование – унифицировано, бесплатно и обязательно. Профессиональное образование (как правило на базе двухгодичных училищ) призвано обеспечить народное хозяйство массовыми профессиями в соответствии с планами. Упор делается на овладении знаниями и навыками максимально конкретной профессии, соответствующей перечню профессий, в установленном порядке признанных необходимыми в данном регионе, отрасли, для данного временного периода. Государственный статус школьного образования является принципиальным именно в силу этих задач.

Альтернативное описание

Главной задачей школы является идеологизация подрастающего поколения. Вступающий во взрослую жизнь новый член социалистического общества должен иметь соответствующую картину мира ("партия – наш рулевой, под ее руководством советский народ строит коммунизм, светлое будущее всего человечества, враг не дремлет, но люди доброй воли в странах капитала, изнемогая от капиталистической эксплуатации, симпатизируют СССР, который всегда и везде – во Вьетнаме, в Анголе, в Никарагуа – готов протянуть им руку помощи"). Необходимой компонентой является воспитание в детях комплексов, позволяющих стать им полноценными (для репрессивной культуры) взрослыми людьми. К важнейшим из них относятся комплекс неполноценности ("ты – неряха", "ты – плохо соображаешь"), комплекс вины ("сколько государство на вас тратит, а вы..."), комплекс зависимости от первичной группы, "коллектива" ("ну что ж, я подожду, пока один всех задерживает"), комплекс беспомощности перед всемогуществом начальства ("мы можем после педсовета отправить тебя в школу для умственно отсталых") и другие. Следует подчеркнуть, что воспитание этих комплексов не является специфическим для советской школьной системы.

Другой блок, встраиваемый школой, является специфически советским. Это – высокий статус насилия против личности и собственности, моральный релятивизм, атеизм, ощущение враждебного (капиталистического) окружения, а также уникальности и мессианства советской системы.

Все остальное является побочным продуктом, желательным, но необязательным. Естественно, в школе происходит и передача знаний, и воспитание, но это, а также качество этих услуг, есть частной дело учителей. Поэтому санкционированы подавленные формы вознаграждения учителей. Они признаются необходимыми, но относятся к "недостаткам" системы, к "отклонениям".

Настоящее овладение профессией происходит на рабочих местах, характеристики которых будет радикально отличаться от запланированного. Поступление абитуриентов в ВУЗы является их частным делом, обеспечивается развитым рынком внешкольных репетиторов и сложной системой блата – учета места родителей в статусной сетке советского общества. Подготовка юношей к армии также не входит в круг обязанностей школы, система начальной военной подготовки есть средство трудоустройства отставных военных.

Новое нормативное описание

Школа есть обязательная ступень на пути к высшему образованию. Высшее образование привлекает те семьи, которые ориентируют детей на определенный тип карьеры и судьбы (прежде всего, статус деятельности и/или повышенные доходы, отложенные в будущее от момента окончания школы). Школа есть также место, где ребенок получает физическую закалку и навыки первичной социальности, позволяющей вписаться в мир взрослых.

Школьное образование – услуга, поставляемая рынком. Родители оплачивают обучение. Существует рынок школ, на котором школы предлагают свои услуги, отличающиеся по качеству и цене. Существует репутация школ, рейтинги и иные формы определения места школы на рынке. Семьи выбирают школы в соответствии со своими предпочтениями и доходами. Рынок школ базируется на рынке учителей, менеджеров и специалистов смежных профессий (детские физио- и психотерапевты, сторожа, уборщики, ремонтники и проч.). Так как школы представляют собой обычные предприятия (хотя и с длительным циклом изготовления "конечной продукции") значительная часть их потребностей поставляется рынком. При этом часть рынка начинается специализироваться на предоставлении услуг именно для школ (транспорт, ремонт зданий, пособия и канцелярские принадлежности, программное обеспечение, методики обучения и проч.).

Образование – право семей. Университеты и работодатели вправе (но не обязаны) тестировать абитуриентов и претендентов на рабочие места.

Дифференциация школ отражает дифференциацию запросов. Есть "полные" школы, куда ребенок поступает в возрасте 5-7 лет и учится до окончания "школы второй ступени", задача которой подготовить его к поступлению в ВУЗ. Есть школы, специализирующиеся на начальном образовании. Есть специализированные школы второй ступени, с упором на тот или иной предметный комплекс (художественные, математические, гуманитарные, биологические т.д.).

Новое альтернативное описание

Школы сохранили все черты из старого нормативного описания, старого альтернативного описания и приобрели ряд черт нового нормативного описания.

Школа по-прежнему репрессивна, "чисто советский" блок сильно трансформировался, но не исчез. Исторический материализм, атеизм и этатизм по-прежнему составляют идейный стержень. Попытки примирить это с новым видеорядом и новыми свободами приводят к фрустрации и конфликтному описанию мира ("было все хорошо, а потом все разрушили...") и совершенно неадекватным ожиданиям (примером такой неадекватности в России служит убеждение в желательности восстановления СССР, в праве русских на некое к себе особое отношение со стороны жителей соседних стран, в уникальности, так сказать, второго порядка, национальной культуры ("самые уникальные", "много уникальных стран, но наша – уникальна в своей уникальности").

Элементы старого нормативного описания, прежде всего обязательность и бесплатность эффективно используются работниками системы школьного образования, которые стали влиятельной группой в политической структуре общества. Коалиции с их участием считаются более сильными в целом классе ситуаций. Самостоятельная политика работников школьного образования направлена на сохранение гарантированной занятости (в этом ключе следует рассматривать и движение за 12-летнее образование, призванное компенсировать падение численности школьников и неизбежное сокращение учительского корпуса и периферийных контингентов занятых).

Актуальной становится и роль школ как резервуара молодых работников, удерживающего рынки труда от конкуренции со стороны 15-ти – 17-тилетних. Для протекционистской ригидной системы трудовых отношений логичным было бы лоббирование законодательного закрепления 12-ти, 13-ти, хоть 18-летнего обязательного образования. Итогом, конечно, будет маргинализация подростков и переезд сюда всего букета американской школы конца 70-х – начала 80-х годов.

На рациональном уровне и родители, и учителя понимают, что школа может обеспечивать что-то из нового нормативного описания, но не считают его реалистичным. Как всякий подавленный рынок, рынок школьного обучения принимает уродливые формы (покупается не столько качество услуг, сколько разнообразные установленные и требуемые государством формы подтверждения образования, "отметки", "тесты", и проч.).

Эскиз.

Что можно было бы делать?

Прежде всего необходимо провести резкую и глубокую регионализацию образования. Насколько резкую? Да со следующего учебного года все можно и отцепить. Насколько глубокую? Да максимально глубокую, до уровня непосредственных участников процесса.

Люди всегда будут заинтересованы в получении их детьми возможно более полноценного образования, а учителя всегда будут стремиться предоставить свои услуги за достойную плату. Эти две силы взаимодействуют отнюдь не на федеральном, и даже не на областном, а на поселенческом уровне.

Проблемы с подготовкой будущих военнослужащих (см. раздел "Армия") не отличаются от проблем подготовки лиц любой другой профессии. Армия, будучи достаточно привлекательным работодателем, найдет способ отобрать на конкурсной основе лиц, желающих посвятить себя профессии военного. Армейские тесты, очевидно, будут отличаться от тестов других государственных работодателей. Таким образом, очевидная искусственность наличия единого (и единственного) "федерального" теста становится еще более очевидной. Ясным становится и тот факт, что само существование этого "федерального" набора есть полностью и исключительно результат существования федеральной конторы.

Вернуться наверх

4. Новости и комментарий

4.1. Новости

Commerzbank, один из крупнейших банков Германии собирался было дать бой американской Citigroup, своему конкуренту в деле приобретения крупнейшего польского коммерческого банка Handlowy. Но сумма в $1 млрд долларов, которую американцы (ранее в этом году уже купившие последний независимый английский инвестиционный дом Schroders) предложили за польский банк, а также негативная позиция польского правительства сорвала план немцев объединить Bank Handlowy с контролируемым ими BRE. 33 процента Bank Handlowy принадлежит государству в лице PZU, польского приватизационного агентства.

Китайская металлургическая компания Baoshan, Iron and Steel собирается привлечь в течение месяца 1 млрд долларов от размещения акций на открытом рынке.

Fiat и Volkswagen могут оказаться инвесторами в иранскую автомобильную государственную компанию Pars Khodro, приватизация которой состоится в марте.

Итальянский производитель шин, компания Pirelli купила за $216 млн. производство электрокабельной продукции у BICC, английской компании, недавно поглощенной General Cable.

Американский инвестиционный банк Warburg Dillon Read сформировал трудовой коллектив из 40 банкиров и 15 аналитиков для совместной работы над проникновением на европейский интернет-инвестиционный рынок

Кантон Цюрих ожидает получить около $307 млн от приватизации аэропорта Цюрих

4.2. Комментарий

Всюду жизнь...

 

Вернуться наверх

5.Общественные работы как катализатор депрессии

 

Федеральное правительство должно покончить и покончит с практикой общественных работ. Я не желаю, чтобы дух нашего народа развращался деньгами, выплачиваемыми ни за что, и продовольственными наборами, выдаваемыми за сбор листьев и бумажек в общественных парках.

Франклин Делано Рузвельт, 1934

Как показывает история, созданный из благих побуждений общественный экономический институт нерыночного типа, нередко переживает своего создателя, перемалывая первоначальные благие намерения, а частенько и инициаторов.

Широкая публика считает президента Рузвельта спасителем американского народа от Великой депрессии. Оставляя в стороне моральную, и следовательно трудноизмеримую оценку роли писателей и журналистов левого крыла, на правительственные гранты обеспечивавших про-рузвельтовскую пропагандистскую кампанию, и не углубляясь в подвиги научной общественности на ниве апологии государственного вмешательства (знаменитое исследование делового цикла Уэсли Митчелла было заказано и оплачено из бюджета в рамках PR-компании по лоббированию National Recovery Act), обратимся к фактам.

Ни одна американская депрессия, предшествовавшая депрессии 1929-1938 гг., не продолжалась долее двух лет. Почему все не закончилось в 1932 году, когда незадачливый президент Гувер покинул офис?

Есть основания полагать, что экономическая политика Ф.Д.Рузвельта, в основе которой лежало стремление увеличить роль государства в экономике, а в ряде сфер хозяйственной жизни оставить за государством исключительные права, прямо отвественна за консервацию условий, систематически воспроизводивших депрессию.

Поскольку нас интересуют общественные работы, мы начнем с 1932 года, когда Рузвельт победил на выборах.

В начале следующего, 1933 года новый президент принял дела. Идеологическая победа, однако, осталась за побежденным Гувером.

В этом есть определенный парадокс: Франклин Делано Рузвельт был верным продолжателем “анти-рыночника” Гувера, хотя голоса избирателей ему принесла антигуверовская риторика. В предвыборных выступлениях Гуверу крепко доставалось от Рузвельта за “безрассудные траты бюджетных средств” и “маниакальное стремление контролировать все из Вашингтона”. Более того, программа Рузвельта, за которую проголосовали более 472 выборщиков из 531, содержала обещания снизить федеральные расходы на 25 процентов, вернуться к сбалансированному бюджету, восстановить золотой стандарт, вывести государство из тех видов деятельности, которые могут осуществляться частным образом, и прекратить “экстравагантную” сельскохозяйственную политику.

После прихода в офис выяснилось, что для проведения такой политики нужны нравственные устои, политическая воля и неординарное видение перспективы. Поскольку до выборов эти действительно стратегические для политика запасы созданы не были, оказалось, что простым выходом является простое продолжение курса прежней администрации. Как писал Рексфорд Тагвелл, один из архитекторов экономической политики Рузвельта: “Тогда мы этого не признавали, но весь Новый курс был продолжением программ, начатых Гувером”.

На 1933 год Рузвельт утвердил программу государственных расходов в размере 10 миллиардов долларов при доходах в 3 млрд.долл. Федеральный долг за четыре года его первого президентства вырос на 73 процента. Для восполнения дефицита были, в частности, повышены налоги и введен ряд новых. В налоговой политике Рузвельт также продолжил линию президента Гувера, объявившего форменную охоту за доходами граждан. Напомню, что Законом о налогах 1932 г. были отменены налоговые льготы на детей, вдвое повышена предельная ставка налога (а для средне- и выскокодоходных групп почти втрое, с 24 до 63%), были введены налоги на бензин, наследование и дарение, увеличены налоги на доход корпораций и недвижимость. Рузвельт еще более увеличил предельную ставку налога (и затем делал это не раз, доведя ее к 1944 году до 94 процентов) и ввел 5-процентный налог на дивиденды (обложив, тем самым, доходы от владения бизнесом трижды). Кроме того, он инициировал принятие Закона о социальном страховании (Social Security Act), увеличив нагрузку на ведение бизнеса на 40 процентов и сформировав ту самую систему соцстраха, скорое банкротство которой легло сейчас мрачной тенью на 21-й век.

Действие факторов, лежащих в основании депрессии -- неэффективное распределение людей и капитала по видам деятельности и избыточная государственная нагрузка -- было законсервировано.

В соответствии с The National Industrial Recovey Act (1933 г.) промышленность была переведена на картельный режим. Весь бизнес лицензировался, т.е. осуществлялся только с разрешения госорганов. Цены и условия поставок были зафиксированы в отраслевых нормативных актах -- промышленных кодексах (впоследствии отмененных Верховным судом США как противоречащие Конституции). Были введены новые налоги на сельхозпроизводителей – ведь нужно было содержать штаты региональных Комиссий по уничтожению урожая и поголовья, доставшихся по наследству от Гувера. Дело в том, что после принятия в 1930 г. таможенного тарифа Смута-Хоули, (естественно, из благих побуждений “защиты национального производителя”), оказался фактически запрещенным ввоз в США более 3200 товаров. Естественно, последовавший спад ввоза в США привел к резкому снижению потока долларов за границу и, как следствие, к падению спроса на американский экспорт, окончательно обвалившему доллар. Доходы американских фермеров за сезон упали на треть, вызвав падение цен на землю и лавину банкротств региональных банков, а за ними и сотен тысяч вкладчиков. Рукотворный кризис сбыта сельхозпродукции в сочетании с картелированием рынка и фактическом гос.регулированием цен привел к необходимости бороться с “излишками” сельхозпродукции методами сжигания и закапывания. На эту трудоемкую деятельность (а речь шла о миллионах тонн и голов скота) нужны были дополнительные работники. Система общественных работ получило еще одно поле деятельности. И на дополнительных общественных работников, конечно, нужны были – что? – правильно! Дополнительные налоги!

Налоги находили себе столь же “адекватное” применение и в других секторах экономики. Годы “Нового курса” были беспрецедентными по созданию новых государственных контор и увеличению численности старых, причем речь не шла об обороне страны и увеличении военной нагрузки на бюджет (напомню, что численность всех родов вооруженных сил США в 1936 году была армий таких стран как Чехословакия, Турция или Румыния).

А что же общественные работы? Их суть проста: собрать налоги и направить их на снижение безработицы. Впервые опробованные Парижской мэрией в 1792 году (и потерпевшие организационный провал), они ожили в Париже в 1848 году и опять потерпели полный провал, на сей раз финансово-политический. Идея надолго перекочевали на страницы социалистических теоретических журналов. Оттуда их выудили фабианцы, английские социалисты, рекламировавшие достижения континентальной социалистической мысли в веротерпимой Великобритании. От фабианцев эта идея попала в университетскую экономическую науку (об общественных работах как об интересной альтернативе нехорошему рынку упомянул почтенный профессор Пигу в знаменитой речи 1908 года), в частности к молодому Кейнсу. В Америку в начале века идея была привезена американскими сотрудниками пламенных основателей Лондонской школы экономики – Сиднея и Беатрисы Уэбб. Менее известно, что Уэббы в Нью-Йорке в 1919 году основали Школу социальных наук, которую посещали практически все будущие советники Рузвельта.

Еще недавно нелепая, принесшая столько вреда идея из экстравагантной стала модной, а к концу двадцатых получила статус научно обоснованной.

Практики не заставили себя ждать.

В ноябре 1933 была создана Civil Work Administration (Администрация общественных работ). В марте 1934 года она была закрыта ввиду большого воровства и вопиющей бесхозяйственности, а все начатые проекты были переданы новой конторе – Federal Emergency Relief Administration. Рузвельт, раз обжегшись, заверил нацию в Послании к стране, что больше не будет создавать ничего подобного (слова из этого Послания я вынес в эпиграф).

Однако, как уже было сказано, у контор своя логика. В 1935 году создается Администрация перспективных работ (Work Progress Administration). Защитники государственного вмешательства любят хвастаться 77 тыс. мостов и 116 тыс.зданий, построенных этим ведомством. Но ни мосты на неиспользуемых дорогах, ни сами дороги, соединившие населенные пункты, большинство из которых перестало существовать в следующие десять лет, ни здания, которые НЕ построил бизнес (естественно, не там и не таких), не могут опровергнуть факта: собранные силовым образом (налоги) средства не пошли на рынок вслед за спросом, а были бессмысленно растрачены, породив действительно долгосрочные проблемы, например, положив начало коррупции в отношениях между заказчиками и подрядчиками и, следовательно, заложив основы длительного господства мафии в строительном секторе США.

А что же безработица и накал классовых битв, для снижения которых затевалась вся эта бодяга? Увы, и здесь результаты были далеки от планировавшихся. В 1938 г. количество безработных превышало 10 млн. чел. или 20 процентов рабочей силы (в 1933 г, год прихода Рузвельта в офис, она составляла 18 процентов). Что до классовых битв, то принятый в 1935 году Закон Вагнера, изъявший трудовые споры из ведения обычных судов и передавший их -- кому бы вы думали? правильно, специально созданной федеральной гос.конторе, National Labor Relations Board -- дал профсоюзам федеральную крышу, сняв или во всяком случае сильно ослабив ответственность их руководителей и членов перед законом. Как пишет современник, это привело профсоюзы “в состояние полного безумия”, сопровождавшегося формированием вооруженных отрядов, созданием индустрии запугивания, захватами производственных помещений и бесконечными стачками.

Общественные работы внесли свою лепту в эту десятилетнюю эпопею, отсосав из экономики миллиарды долларов и позволив воплотить безответственные фантазии государственных служащих. В памяти народа, однако, не осталось ни артистов, дающих оплаченные из бюджета представления перед пустыми залами (кстати, в Нью-Йорке из 80 театров выжили 20, но вот они-то набирали полные залы!), ни построенных в пустеющих городах помпезных административных зданий из фальсифицированного бетона, ни бригад общественных работников, в рамках широкомасштабной правительственной инициативы на деньги налогоплательщиков отгоняющих трещотками и воздушными шарами дроздов и ласточек от стен и карнизов федеральных ведомств в Вашингтоне.

Вернуться наверх

6. Зарисовки с натуры под музыку любимого автора

Еду недавно по делам из города N в другой. Погода – дрянь, опять все развезло. Так вышло, что понадобилось мне с шоссе свернуть. Селифан мой, конечно, старается, но старая бричка скрипит, накреняется, цепляет крыльями. Ветки хлещут по бокам, сверху хлещет дождь, переходящий в снег, из бричкиного приемника хлещет голос отечественного знаменитого, но утомительного певца, Бориса Немцова нашей эстрады, Селифан хлещет в такт песне по бричкиному рулю... "Будьте любезны, найдите какую-нибудь другую волну" – наезжаю я на него.

Короче, мрак.

Въезжаем в деревеньку. Нам в ней ничего не надо, нам надо сквозь. Деревенька на холмах. Подпрыгивая и переваливаясь, пересекаем...

И смотрю, дождь, вроде унялся. И как будто и не февраль, такая солнечная полоса из-под облака вдруг ударила. И под колесами – не разбитый проселок, а почтенная п.г.с., утрамбованная и даже с обочиной. И дома в той деревеньке какие-то... крепкие. Вот не новорусские краснокирпичные (году в 96-м ехал из одного областного центра в местный аэропорт, а провожающий из администрации сел случайный, не знакомый. Он думал-думал, о чем заговорить, да как брякнет, показывая на краснокирпичное мельканье за окном: "Вот настроили! Ну ничего, когда наши вернутся, сколько детских домов можно будет открыть!" – конец вставки), а простые крепкие деревянные дома. И – чисто. В смысле – ни тебе стругацких останков сельхозтехники, ни стругацких же железобетонных остовов, ни даже старых шин. И перед выездом из деревеньки спускаемся с пригорка, видим – дерево сухое, крашеное. Столб такой. На столбе плакат. Крупно – следующий текст: "Всем миром. На собранные деньги мы очистили наши пруды. Не сдали:..." – и три фамилии.

"Неужто во второй том въехали", – подумал я, но тут деревенька кончилась, опять полил дождь, и Селифан принялся тыкать в приемник, ища бархатистый тенор знойного певуна. "Поставьте-ка лучше кассету. Да-да, ту самую".

Хорошо в дороге! Задремывая, слышу прыгающий мотив и слова любимого автора: "Зебра моя, скачи - не падай, слушай не робко волчий вой, я награжу тебя наградой, только не падай подо мной. Скоро ночлег, форпост, граница... В кухне зажарят каплуна. Веки сомкну и мне приснится, что сам я тоже как луна. Что, как она, зимой и летом, также имея два лица, свечу я отраженным светом, а он рассеивается. Все хорошо, не надо краше, краше не может быть никак. Новый узор на патронташе, звездное небо, волчий мрак... "

 

© Замысел, текст – Гр.Сапов, 2000
© Факты, статистика, даты – Gr.Sapov Factbook, Gr.Sapov "Economic Policy of the Twentieth Century"

© сочинитель песен – Михаил Щербаков
© Названия компаний, товарных марок, изданий, а также имена авторов рекламой не являются.
Благодарю Вадима Беляева, Леонида Блехера, Максима Гришанина, Геннадия Лебедева, Романа Лейбова,. Бориса Львина, Виталия Найшуля.
Особая благодарность: Наталии Саповой
Транспорт: Московский метрополитен им.Ленина
Свет: Мосэнерго

Вернуться наверх
Вернуться на главную страницу