Григорий Гвоздин. Из письма (январь 1992 г. )

...В переводе с английского твой вопрос называется: “пропаганда”. Хорошо, что тебя это заинтересовало...

Посылаю тебе, что я думаю по этому поводу.

Вначале сумбур вместо музыки (часть 1), потом предложения для обдумывания (часть 2). Из них при доработке могут получиться направления пропагандистской деятельности (по содержанию, не по носителям или жанрам).

Ты особо не разбегайся сразу воплощать, обдумай вначале. Я критическую опцию, пока писал, отключил. Там получилось четыре блока с примерами, все - на скорую руку, не обессудь...

Часть 1. Сумбур девяносто второго года

Все давно поменялось в жизни. Но в головах-то все сидят революционные фильмы из телека (кстати, если новая власть действительно новая, мы скоро узнаем это по исчезновению с экранов всех этих бесконечных чекистов с добрыми глазами и поддельных лениных с рабочими).

Главный дефицит сейчас - образцы. Женщины всего мира листают журналы и, глядишь, в течение месяца - то все с широкими плечами, то вдруг все - в мини-юбках. В журналах сейчас (обобщенно понимай) образцов хозяйственной, политической, да и просто жизни - либо ничего, либо молодые люди с плутовскими рожами и почему-то в темных костюмах и белых носках.

Бизнес-то идет не по стране - это советская власть шла по стране с наганом комиссара и расстрельной командой ЧК. Бизнес-то, дело добровольное, следовательно идет по умам.

Так вот страшно медленно он идет по умам, можно не успеть. Лишь в очень немногих регионах и сферах жизни частное производство, финансы и торговля уже необратимо разъели госжизнь.

А ведь ничего материального (в смысле домен, шахт и даже ворованных крэев для ихних проклятых бомб и ракет) для свободы не требуется.

Свобода-то, в отличие от несвободы наступает мгновенно, никого ни по подвалам пытать не надо, ни в Сибирь конвоировать на перевоспитание. Человек может долго готовиться к свободе, но решает-то он про себя, что он свободен, за доли секунды. Раз - и вышел из очереди. А народ-то не знает, что эдак каждый может, вот и стоят, неизвестно чего выстаивают...Их прадедушек в эту очердь запихали, а они уже правнуки взрослые, а все стоят. Даже охрана ушла - все равно стоят. ГКЧП ведь, что уж там греха таить, имел хотя и пассивную, но практически повсеместную поддержку. Пока очень небольшое число самодвижущихся, остальные стоят и на них смотрят. При первом же падении этих немногих, скрытое-то и проявится. А когда подавляющее большинство будет самодвижущихся, то, во-первых, неудачи станут обычными и люди перестанут их драматизировать (сегодня неудача, завтра удача, подумаешь - большое дело!), а во вторых станет меньше зрителей, а больше участников.

Все частное должно быть осознано как норма, а не как экзотика. Если есть в стране творческие люди (не все же там у вас спились и не все же там у нас уехали за последние 10 лет), им самое время проявиться на этом поприще. Ты там веревку-то покрути (хотя ты и не Балда, но тоже умеешь”море морщить” и всяческих комсомольско-творческих “чертей корчить”).

Часть 2. Для обдумывания

Ниже представлены примеры возможных социально-культурных акций под лозунгом "Идеи бизнеса - в массы!!!" Имена фирм и людей рекламой не являются.

1. При упоминании хозяйственных образований разной природы по умолчанию принимать его не-государственность, а для государственных - явно это указывать. Обязать местные власти обязательно указывать принадлежность объектов государству (вывески и проч.). Придать этому статус обязательного указания радиоактивности и т.п. Причем никаких там “городской, сельский”! Не дай бог еще “муниципальный” ... Не частный - значит государственный. Точка.

ПРИМЕРЫ:

2. Переводить разговоры класса "Россия - Запад" в план "наши люди (фирмы, приемы, товары) - западные люди". Мне кажется, что наряду с глубоким убеждением, что мы - как СССР в целом - беднее, грязнее, отсталее и т.д. есть более глубокое убеждение, что на уровне отдельных людей "они” – там в чистых и сытых краях - все-таки какие-то недоделанные... Это глубокое убеждение надо вытаскивать на свет и с ним работать, к нему аппелировать, потому что первое убеждение - верно и неконструктивно, а второе какие-то опоры дает, позволяет, напаример, лечить чувство обреченности, да и неверно лишь отчасти.

ПРИМЕРЫ:

3. Поднять в печати бучу про советских школьников - победителей всяческих олимпиад и конкурсов. На слуху должны быть факты "обыгрывания нашими ихних" (“если уж в шахматы наши обыгрывают, то и в бизнес смогут обыграть”). То же - для проблемы "наши, областные - Москва".

ПРИМЕРЫ:

3. Преступно мало освещаются межреспубликанские контакты бизнесменов. Улыбающиеся рожи обнимающихся бизнесменов разных "государств" должны идти не как вкрапления, а как фон.

ПРИМЕР:

4. Нужны "Рассказы о коммунистах" не в политическом, а в практическом плане. Найти успешного бизнесмена номенклатурного происхождения, чтобы спел не о прошлом, а о планах. Вышибать политику с телевизора не дурацкой рекламой, а хозяйственными новостями.

ПРИМЕР:

Вот что я могу тебе присоветовать. Пока...

Твой - Гвоздь

 

 

Вернуться в начало

Вернуться на главную страницу

Вернуться на страницу Григория Гвоздина