Интервью с адвокатом Дианой Сорк.

Это интервью было взято мной в рамках проекта “Государство: руководство пользователя”. Мне посоветовали обратиться к адвокату Диане Михайловне Сорк, которая тогда работала в Конфедерации обществ защиты прав потребителей (КОНФОП). Интервью бралось 11 и 18 февраля 1997 года. “В:” – это значит “Вопрос”, “О:” – “Ответ”.

В: Скажите, пожалуйста, почему Вы занимаетесь Вашей практикой в КОНФОП, ведь, насколько я знаю, Вы очень успешный адвокат с очень хорошей репутацией, и вполне могли бы заниматься практикой на, так сказать, более рыночной основе?

О: Может быть. Но на самом деле мне интересно этим заниматься, мне интересно работать с людьми. Всех адвокатов можно разделить на 3 группы. Это адвокаты, работающие с бумагами, адвокаты, работающие с фирмами, и адвокаты, работающие с людьми. Те, кто ходит в суд, они работают с людьми. Все остальные - это работа на немножко другом уровне. Мне интересно работать с людьми. И здесь как нигде эта возможность имеется. Может быть, это оттого, что здесь каждый день ничего не повторяется, каждый день появляется что-то новое. Если взять договорную работу на предприятии, то у каждого предприятия есть определенный круг договоров, с которыми они работают и определенный вид деятельности. У юриста-международника примерно так же - есть определенный круг организаций, с которыми он работает. А здесь каждый день - новый человек, каждый день новый характер, каждый день новая ситуация, задача, и одинаково ее решить нельзя.

В: Скажите, пожалуйста, вот сейчас прозвучал вопрос, насколько от типичен? <Посетитель задал вопрос о необходимости нотариальной регистрации доверенности на управление автомобилем>

О: Очень типичен. Есть закон, есть практика и разница между ними очень большая. Вот даже взять эту ситуацию - все юристы скажут, что доверенность на вождение автомобиля нотариально заверять не требуется, все понимают, что это просто лишняя кормушка для некоторых категорий граждан, то есть для того, чтобы нотариально заверить эту доверенность надо заплатить четыреста тысяч, но в то же время не только сами нотариусы (я бы еще поняла, если бы сами нотариусы говорили: идите все к нам), но ведь издается распоряжение ГАИ, утверждающее форму доверенности. То есть нам как бы говорят, что доверенность не по этой форме недействительна, и только доверенность этой формы может применяться. И люди идут на явное нарушение закона, потому что легче заплатить четыреста тысяч, чем потом на каждом посту объясняться с гаишником. Вот такое соотношение закона и практики.

В: Вы человек молодой, я не знаю, помните ли вы, как была при старом режиме жизнь устроена?

О: Ну, немножко застала конечно.

В: Вы, наверное, советское право изучали?

О: Да.

В: Есть ли здесь какие-то изменения?

О: Конечно. Новый Гражданский кодекс - это, можно сказать, переворот в советской науке, даже то, что в 90-м году у нас появилось право на возмещение морального вреда, это уже нарушение всех канонов советской науки, которая всегда утверждала, что исчисление нравственных страданий человека в рублях аморально само по себе и поэтому взыскивать моральный вред нельзя - действительно такая дискуссия велась очень долгое время, только потом пришли к тому, что компенсация морального вреда это есть всего лишь один из видов материальной компенсации, это не попытка посчитать, сколько стоит то или иное страдание, а это попытка компенсировать, то есть сгладить последствия причиненного вреда. И вообще очень сильно изменилось поведение людей. Когда я начинала работать, в 88-м году, первого клиента приходилось неделю уговаривать, чтобы он дал согласие, бесплатно, без всяких с его стороны усилий, все за него сделают, пойти в суд для того, чтобы заменить некачественный холодильник. На это потребовалась примерно неделя. Когда сидели юристы, журналисты и говорили, что надо же попробовать, кто-то должен начать, а сейчас каждый приходит и говорит: я в суд на вас подам. Психология людей уже меняется. Хотя возникают и другие проблемы. Если раньше человек, который подал в суд и получил решение суда, имел возможность реально защитить свои права, то сейчас человек может подать в суд, получить решение суда и на этом успокоиться, потому что решение никогда не будет исполнено.

В: Почему?

О: Если говорить на самом деле, потому что нет на то политической воли. Государство не хочет, чтобы решения суда выполнялись, иначе они бы исполнялись.

В: Это относится ко всем решениям судов или можно увидеть в практике, что какие-то решения судов исполняются, а какие-то нет?

О: Исполняются решения судов в том случае, когда есть сильная заинтересованность - личная - людей, исполняющих это решение, в том, чтобы оно исполнилось. Такие решения исполняются очень быстро, с соблюдением всех требований закона, иногда без соблюдения требований закона, но исполняются очень быстро. Большинство же решений не будут исполнены до тех пор, пока сам истец, получивший это решение, сначала годик или два побегавший за тем, чтобы его вынесли, потом четыре месяца прождавший, пока судья напишет это решение, потом получивший исполнительный лист и отстоявший неделю-две к судебному исполнителю, не начнет каждый день к нему ходить.

В: И не гарантия все равно?

О: И не гарантия, потому что может сложиться так, что у ответчика нет денег, нет имущества, у суда нет возможности разыскивать ответчика, потому что очень многие предприятия, государственные в том числе, позволяют себе не отвечать на запросы судов. И не выполнять их распоряжений. Причем на самом высоком уровне. Я могу привести пример: было вынесено решение по организации “Башкирский бензин”, торговали контрактами по бензину, товарно-сырьевая биржа. По иску прокурора Башкортостана Высший арбитражный суд республики признал незаконной регистрацию этой фирмы, обязал местный исполнительный комитет создать ликвидационную комиссию и возместить людям убытки, определил сумму этих убытков, определил с кого эти убытки берутся. В течение двух лет это решение не исполняется. Если не исполняется решение Высшего судебного органа республики, не исполнятся не кем-нибудь, а органом управления республики, то чего требовать от коммерческих предприятий. И никто не принимает никаких мер для исполнения этого решения, кроме пострадавших. Вкладчики бегают и просят: ну сделайте же что-нибудь. Это чисто позиция государства - зачем исполнять решение, если его можно не исполнять?

В: Скажите пожалуйста, правильно ли я понимаю, что в таком случае должна существовать какая-то иная правовая система, потому что, если бы вообще не было никакой правовой системы, был бы хаос и люди не могли бы, грубо говоря, в такси ездить, потому что, если ничего не докажешь, то какая надежда у таксиста, что ему заплатят, а у пассажира, что он будет довезен?

О: Естественно, осталось еще то самое телефонное право, когда тому же судье звонит депутат Государственной думы и говорит: а почему же вы не исполняете судебное решение вот по такому делу, или почему это дело все не назначается, то он назначает. Когда уставший ждать, пока судья изволит написать решение, человек идет по инстанциям, то есть в управление юстиции, или в Министерство юстиции, все-таки из министерства юстиции раздается звонок и говорят, что не мешало бы это решение отписать. Но это единичные случаи. Один может бросить работу и начать ходить по инстанциям, в абсолютных цифрах каждый пятидесятый сможет, но остальные сорок девять человек вынуждены проходить через эту судебную машину и понимать, что, в конце концов вряд ли что-то можно реально получить. Мне иногда даже стыдно перед людьми, когда я прихожу в суд и понимаю, что дело сегодня опять не пойдет, что человек опять сегодня ничего не получит, что оно отложится на неопределенный срок, я за прошлый месяц сделала подсчеты, я сходила в суд четырнадцать раз, из них пошло не в пустую три, остальные были отложены, по тем или иным причинам, не было бумажки, судья был болен, сидел в непрерывном процессе. В суде еще, как и в любом присутственном месте не принято, чтобы секретарь, зная, что дело не пойдет, известил стороны, что не надо ехать полтора часа туда, полтора часа обратно для того, чтобы узнать, что сегодня дело переносится, это не принято. Все делается для того, чтобы человек понял - Вас здесь не ждут, Вы сюда пришли - это лишняя работа судьям.

В: Тем не менее Вы считаете, что Гражданский Кодекс не в теории, а в действительности, он какую-то роль сыграл?

О: Конечно. ГК может быть, привел все. Раньше ГК читали только специалисты. Сейчас человек, который собирается заключить договор, обязательно посмотрит ГК, и главное, что он там много чего поймет и увидит, как действовать. Во-первых, ГК стал в четыре раза больше, это при том, что еще не принята третья часть, касающаяся наследства, то есть он стал более подробным, и может быть, более приближенным к жизни. То, что есть на самом деле, то там и написано. Если вам не возвращают деньги, значит вам их должны вернуть с процентами, это совершенно очевидно, это всегда было. В прежние времена было по-другому, было, что по договору займа вы не имеете права получать проценты, потому что это прибыль, а у нас люди должны помогать друг другу, потому что они хорошие люди, и это было записано в законе. Сейчас достаточно много вещей в ГК совершенно четко отражают реальную действительность. На самом деле существует и совершенно другой механизм разборок между людьми. Но я бы сказала так, что даже полукриминальные элементы иногда считают так, что сначала надо получить судебное решение, а потом уже с этим судебным решением выбивать деньги. Такие случаи у нас на практике бывают, когда приходят люди и говорят, что мы тут посовещались, у нас была встреча, и решили, что пойдем в суд, как суд решит, так и будет.

В: Ага, то есть они разделяют в головах вынесение решения и исполнение, правильно я понял?

О: Да, вот пусть суд решит, как надо, а мы уж разберемся, как это реально исполнить. Это способ обезопасить себя от последующего обвинения, например, в вымогательстве. На руках судебное решение, имею право требовать исполнения. А то, что я недозволенные методы применял, извините меня, защита права собственности, у меня нет других возможностей исполнить судебное решение.

В: Такого рода деятельность, если взять рыночную метафору, есть некоторая услуга по частному исполнению, так скажем, официальных судебных решений. Имелись ли в Вашей практике или, может быть Вы слышали о случаях, когда эта услуга оценивалась как услуга и отпускалась на сторону?

О: Конечно, бывает. То есть далеко не всегда человек с судебным решением идет к судебному исполнителю, иногда у него есть свои друзья-знакомые, которые за определенный процент это решение исполнят. На самом деле в Москве некоторые судебные исполнители, особенно когда был этот вал финансовых дел, они разработали проект создания службы, фактически легализация этого способа: за определенный процент судебные исполнители будут исполнять судебные решения. И они просили предоставить им всего лишь несколько дополнительных возможностей по истребованию документов по розыску денег. Они могут это сделать, но единственное, что их останавливает - им не дают это сделать, не отвечают на запросы, за это нет никакой ответственности фактически, одно дело судье не ответить, другое дело - судебному исполнителю. Кто такой судебный исполнитель, ну должностное лицо, но не судья. Разница очень большая. Поэтому предполагалось создание в Москве единой службы, единого информационного банка, в котором будут собирать все сведения по сбежавшим финансовым компаниям и разыскивать их средства - в Москве, не в Москве, за границей. И за это получать определенный процент от разысканных средств. Не дали.

В: А кто не дал?

О: Правительство Москвы не согласилось.

В: Запрос, заявление или предложение адресовалось правительству Москвы?

О: Было разработано даже положение об этой службе. Это судебные исполнители Тверского суда, поскольку на их долю выпало исполнять решение по "Чаре", и столкнувшись со всем этим, они решили, что надо бы так сделать, в принципе это правильно. Судебный исполнитель только тогда начинает действовать, когда он заинтересован в исходе дела. А так ему же все равно зарплату платят. Независимо от того, нашел он что-то, не нашел, он сидит. А если он знает: вот он взыскал эти пятьсот миллионов - из этих пятьсот миллионов он пять получит, хотя бы пять. А у него за месяц проходит таких судебных решений, как минимум он может 10`000 долларов в месяц получать, если хорошо поработает - есть за что работать.

В: А кто сейчас идет в судебные исполнители, откуда эти люди берутся? Каковы там квалификационные требования, например, должны ли они иметь высшее юридическое образование?

О: Они должны иметь среднее юридическое образование, но это не обязательно. По общему правилу среднее юридическое образование они иметь должны, но таких специальных требований законодательства к судебным исполнителям нет. Есть лишь практика, например, московская, что при наличии конкуренции между лицом, имеющим образование и лицом, не имеющим образования, берут на работу людей с образованием.

В: Каков облик этих людей, в половозрастной структуре? Скажем, как правило, воспитатель детского сада это молодая женщина, а сантехник - мужчина средних лет, а судебный исполнитель, это какой?

О: Судебные исполнители - в среднем это женщины от 25 до 40 лет, сейчас, в последнее время среди них стали появляться мужчины. В том же Тверском суде работает два судебных исполнителя, которым 32 года примерно. Они пришли на эту работу в надежде что-то изменить, но пока им ничего не удается. Они поняли перспективу этой работы, здесь можно зарабатывать. В принципе судебный исполнитель получает 5% от конфискованных сумм, есть такой пункт в законодательстве.

В: От конфискованных в пользу государства? Или и от сумм, перешедших по решению суда от одного негосударственного лица к другому?

О: Конфискация бывает не так часто, и суммы не такие большие. А ведь судебный исполнитель исполняет еще и арбитражные дела.

В: Что это значит? Расскажите поподробнее.

О: Это значит, если вы рассмотрели дело в арбитраже, то исполнять арбитражное решение вы тоже в принудительном порядке пойдете к обычному судебному исполнителю при суде. И там суммы уже миллиардные. И одно арбитражное решение исполнить - это зарплата на целый год. Здесь опять же встает вопрос, что суды не получают денег. Вот, пожалуйста, вам деньги для судов. Конечно, я против, обычно судьи просят: дайте нам нашу госпошлину и тогда мы будет хорошо жить. Они действительно будут хорошо жить. Госпошлина, которая взыскивается при подаче иска - действительно очень большие суммы в абсолютных цифрах, но в этом случае судьи будут заинтересованы в том, чтобы никого и никогда не освобождать от госпошлины, независимо от того, может он заплатить эту госпошлину, не может он заплатить, ведь закон предусматривает ряд льгот, и тогда бесплатные дела будут уходить на второй план. Это неправильно. Но когда решение вынесено, все равно оно вынесено, и оно должно быть исполнено, здесь уже судье все равно, потому что судебный исполнитель напрямую с судьей не связан. Он исполняет уже вступившее в законную силу решение.

 

В: По ведомственной подчиненности кто вышестоящая организация для судебного исполнителя?

О: Для судебного исполнителя - управление юстиции.

В: Управление юстиции - это территориальное организация Минюста?

О: Да. А для суда - вышестоящий суд. По подотчетности.

В: Насколько я знаю территориальные органы федеральных центров власти, например, Минфина - за исключением Цетробанка, пожалуй все, - они имеют двойное подчинение: с одной стороны они подчиняются ведомствам в Москве, с другой стороны, они подчиняются местной администрации - областной или иного субъекта федерации. А управления юстиции?

О: Та же самая ситуация.

В: То есть они скорее, если речь идет о Екатеринбурге или какой-то области или районе, они в большей степени интегрированы с местной администрацией, чем с Минюстом?

О: Да

В: И с чем это связано?

О: Это связано, в каком районе он находится, в каком округе, как к нему относится префект. Все равно местная власть. Пресненский суд - для него построили отдельное здание, его регулярно ремонтируют, там хороший, чисто судебный дух, хорошая мебель, у каждого секретаря отдельная комната, у каждого судьи отдельный кабинет, людям есть где посидеть, есть лифт, а зайдите, допустим в суд бывшего Ленинского, Хамовнического района. Два этажа, люди сидят друг у друга на голове, узкие коридоры, ни присесть, ни переписать что-то, вся информация в темных коридорах.

В: Понятно. Скажите пожалуйста, в этом отношении какие-то изменения, пять лет прошло, какая-то тенденция есть? Или как было в 91-м, так и осталось?

О: Конечно, нет. Во-первых, потихонечку меняется состав судей. 90-й год - судьи все поголовно члены партии, само собой. В судах не было ни одного человека, который бы не был членом партии, соответственно, кроме местной власти еще и партийная организация, которая дает определенные рекомендации. Сейчас жилищная проблема может быть спасет суд, я бы сказала так.

В: Каким образом?

О: Дело в том, что по закону судьям обязаны давать квартиру. Поскольку другого способа для большинства юристов, особенно не в Москве, да и в Москве тоже, приобрести квартиру нет, они вынуждены идти в суды, чтобы зарабатывать деньги на квартиру. И очень много грамотных юристов пришло в суды с одной целью, для того, чтобы заработать деньги на квартиру. Они сознательно идут на все ограничения, связанные с зарплатой, но они все-таки грамотные судьи в отличие от того, что было в 90-м году, вот когда есть ГК, там написано, а после гражданского кодекса есть еще масса инструкций, там тоже написано и мы будем решать по этим инструкциям. Это психология такая. Сейчас психология другая все-таки, у большинства судей. Но здесь еще другая, общая проблема юридической науки в том, что осталось очень мало ВУЗов, выпускающих квалифицированных юристов.

В: А есть ВУЗы, которые выпускают юристов, но недостаточно квалифицированных, или речь идет об абсолютном числе юристов?

О: Это так, потому что я не понимаю, кто и как будет учить юристов, например в строительном институте, где открывается юридический факультет. Это совершенно нереально, потому что все-таки нет кадров. Профессура - она не размножается так быстро, ее выращивают и выращивают в определенных научных центрах. Если этот институт всегда был строительным, он не может набрать людей, чтобы преподавать. Мне неоднократно предлагали преподавать в таких вот коммерческих ВУЗах. Это невозможно.

В: Почему?

О: Для меня это невозможно, потому что я не преподаватель. Я точно знаю, что я не могу учить. Я могу учить на уровне практическом, на уровне объяснений. А все-таки юрист - он тогда юрист, когда он прошел теоретическую школу. Очень многие дела выигрываются исключительно на знании теории того же гражданского права, потому что в теории это так, по всем теоретическим канонам, и одно цепляется за другое и дело можно выиграть чисто на знании гражданско-правовой науки. Людям, которые два года отучились и получили второе высшее образование, им очень тяжело. Существуют единицы из таких людей, которые действительно потом становятся хорошими юристами. Это можно, но для этого надо забыть, чему там учат, и садиться самому за книжки. Очень обидно, когда встречаешь на процессах человека, который называет себя юристом, но совершенно ничего не знает, а у него за плечами Школа Милиции, или тот же коммерческий ВУЗ.

В: Понятно. Диана Михайловна, скажите пожалуйста, я правильно понял, что изменения связаны в основном с тем, что дел стало больше, случаев стало больше?

О: Случаев стало не больше. Просто пять лет назад можно было пойти в партком или в исполком, откуда позвонят и скажут: что вы делаете, замените человеку холодильник или отремонтируйте ему квартиру, в чем проблема? И там брали под козырек и все делали. А сейчас единственное место, куда все-таки можно обратиться - это суд, потому что больше никто и нигде и никак помочь не может. Бывает, что крупные фирмы сейчас, в последний год наверное, они избегают судов. Крупные торговые компании, крупные компании-производители, как Панасоник, крупные медицинские компании, они судов избегают.

В: То есть часть случаев обслуживалась несудебными системами, а теперь все 100%?

О: Потому что больше идти некуда. И здесь они проходят через всю эту судебную мельницу. Ведь судьи есть очень грамотные, которые умеют организовать свою работу, есть грамотные судьи, которые не умеют организовать свою работу, есть судьи просто откровенно безграмотные. Те, которые умеют организовать свою работу, стараются работать на людей, они понимают, что человек пришел в суд не для того, чтобы отнимать у кого-то время. И они пытаются и решения вовремя писать, но у них физически нет возможности. Ведь есть еще и эта проблема, что судья сидит по субботам-воскресеньям, отписывает решения, фактически у него нет на это времени. Как-то было так, что я ходила в один суд в течение недели и потом посмотрела по блокноту, что в понедельник у судьи до двух судебное заседание, с двух прием до шести, в шесть рабочий день заканчивается, вторник с девяти до шести у нее судебное заседание, среда - полдня у нее учеба в городском суде, полдня - судебное заседание, четверг - утром прием до двух, с двух - судебное заседание, пятница - целый день судебное заседание.

В: На поликлинику детскую похоже.

О: Когда она будет отписывать решение? Совершенно нет никакого времени. Им времени на это не предоставляют.

Вот мы еще об этом не поговорили, есть такое понятие, как указание вышестоящей инстанции. Вроде бы телефонного права нет, - но есть учеба в городском суде, московском. Когда судьи собираются раз в неделю на учебу и на этой учебе им говорят, что вот такие дела лучше рассматривать вот так, а такие-то - так. По соответствующим делам довольно долгое время в Москве была установка, что моральный вред надо взыскивать не более, чем стоимость товара. Это была установка городского суда. Когда спрашиваешь, а письменно что-то, то отвечают “Ну что вы, это же вы на учебе”. Но это значит только одно: если судья выносит такое решение, это решение потом попадает в городской суд, то это позиция городского суда. То есть они как бы доводят до судей, что если дело попадет к ним с иным размером, размер будет снижен, потому что это позиция городского суда.

В: То есть это не письмом делается, как рассылает, например, арбитражный суд?

О: Верховный суд рассылает, а городской суд - это же наиболее близкий уровень к местным судам. Это здесь в Москве все рядом, вот он городской, а вот через дорогу там Верховный. А в Ростовской области Ростовский областной суд - это первое что есть.

В: Диана Михайловна, мы сейчас вошли прямо внутрь проблематики, связанной с институтами и, более узко, со взаимоотношением в рамках судебной системы различных инстанций.   Давайте поговорим о состоянии институтов. Начнем с судов. Вы упомянули, что имеется практика направления судами вышестоящих уровней неких рекомендаций судам нижестоящих уровней. Это делается выборочно (по политическим или по особо сложным делам) или такое методическое руководство - постоянная практика?
О: Это постоянная практика. В Москве, например, каждую среду проводится учеба судей, их вызывают в городской суд и там обсуждают какой-либо вопрос. И естественно, там обсуждается он с точки зрения практики, как на практике нужно решать такие вопросы. С одной стороны это хорошо, потому что судья в силу своей занятости не может уследить за всем новым законодательством, это просто нереально. И если я, как адвокат, еще могу выбирать - вот это моя сфера, вот это не моя сфера, то судья вынужден заниматься всеми вопросами, которые происходят на его участке, на его территории: трудовые, семейные, земельные, любые дела. И быть в курсе всего он просто не в состоянии. Поэтому с этой точки зрения учеба нужна. Но во время этой учебы даются еще как бы методические рекомендации, позиция городского суда вот по такому-то вопросу такова. Это значит, что если судья принимает решение, отличное от позиции городского суда, то это решение впоследствии при обжаловании будет отменено.
В: Только в этом случае?
О: Да, в случае обжалования. Если решение не будет обжаловано, то оно останется таким, как принято судом нижней инстанции. Я могу даже привести конкретный пример. Я довольно часто бываю в разных районных судах, и совсем недавно в Москве произошло перераспределение. За каждым судом закреплены определенные кураторы в городском суде. И произошла смена кураторов, и эти кураторы, например в Савеловском суде, довели до судов другую позицию, например, по иску к Аэрофлоту. Мы всегда предъявляли иски по взысканию неустойки за просрочку рейса и возмещение морального вреда. В новом ГК, введенном с 1 марта 1996 г., записано, что перевозчик не несет ответственности за задержку рейса в случае, если задержка произошла в целях обеспечения безопасности пассажиров. Так вот, позиция городского суда теперь такая, что перевозчик не несет ответственности за задержку рейса, потому что любую задержку можно представить как произошедшую в целях безопасности пассажиров. Или другой вопрос. Судья всегда взыскивала моральный вред в случае дорожно-транспортного происшествия. А в городском суде сказали: нет, это не положено. И все, я теперь не буду взыскивать. Это практический пример, как это делается. Или опять же указание городского суда, что моральный вред не может быть большим, он должен быть где-то в пределах, по финансовым делам, порядка 50’000 рублей. По другим каким-то делам - по обстоятельствам, но это не могут быть большие суммы.
В: Реализуется ли во время этой учебы какая-то обратная связь? Или это обычная учеба, при которой поток информации идет только “сверху вниз”? Или есть все-таки попытки вынести какие-то прецеденты для обсуждения наверх? Закрепить там какое-то правоприменение и потом его распространять?
О: Судьи редко идут на это. В Москве можно по пальцам пересчитать судей, которые своими решениями создают какие-то прецеденты, буквально их несколько человек, которые могут не только вынести решение не такое, как обычно, но еще и обосновать его грамотно. Потому что, в принципе, любое решение суда может быть отменено по формальным признакам. Например, “плохая мотивировка”. Любое, абсолютно. За десять лет практики я видела только одно решение, которое обосновано со всех сторон. Это было решение не московского, а иркутского суда. Это решение было примерно на десяти страницах, что необычно. Обычно средний размер судебного решения примерно три страницы. Я бы сказала, что московские судьи - не самые грамотные судьи. В регионах зачастую судьи пишут очень грамотные решения. И более обоснованные, чем в Москве. В Москве они просто потоком идут. Может быть нехватка времени, может быть нехватка знаний, потому что московские судьи - это люди, пришедшие в основном за квартирой
В: Не знаю как в судах, в других государственных учреждениях типовая картина такая - количество дел значительно больше, чем мощность организации, поэтому имеется произвол в очередности и во времени, которое уделяется тому или иному делу. Существует ли для судов какая-то процедура или судьи (или аппарат судов) вольны выбирать, что вперед поставить, на что потратить день, на что - час?
О: Конечно, существует процедура. По срокам например, существуют определенные сроки, в течение которых то или иное дело должно быть рассмотрено. Например, дела о нарушениях в списках избирателей должны быть рассмотрены в течение трех дней. Вот для таких - политических - дел сроки, как правило, выдерживаются. Что касается других дел, сроки не выдерживаются в 100 случаях их 100, ну может быть в 99 случаях. Если по каким-то причинам судья лично заинтересован дело рассмотреть быстро, то он пропускает его в те сроки, которые установлены законом. Все остальное нарушается. Что касается самого времени рассмотрения дела, то, как правило, как пойдет. Судья не отводит на него там час, два, три. И в суде нет такой практики, что это дело рассматривается с десяти до двенадцати, а ровно в двенадцать это дело прекращается и начинается другое. Это не так. Если дело в суде пошло, то его будут рассматривать столько, сколько судья считает нужным, либо пятнадцать минут, если оно закончилось за пятнадцать минут, либо три дня.
В: Вопрос по взаимоотношению судов разных уровней. Известны ли Вам случаи (или легенды о таких случаях), когда судья нижестоящего уровня обращается за разъяснением к суду не своего непосредственно высшего уровня, а на уровень еще выше, скажем, из района в федеральный, минуя областной?
О: Как правило, судья вообще не обращается за письменным разъяснением, за устными он обращается, известны, конечно. Но судья может обращаться в Конституционный суд напрямую. Если в ходе судебного разбирательства у него возникло сомнение в конституционности той или иной нормы. Он может ее просто не применить, либо послать запрос в Конституционный суд для того, чтобы КС рассмотрел это дело и вынес свое решение. И такие случаи бывают и достаточно известны, например провинциальный судья, кажется из Тверской области, рассматривавший дело о выселении. Если в Москве есть деление на гражданские и уголовные дела, то там нет. Один человек рассматривает и уголовные, и гражданские дела. Вот он когда-то рассмотрел дело о хулиганстве и определил меру наказания два года лишения свободы. После этого завод, на котором работал этот человек, по истечении определенного времени подал иск о выселении этого человека. И такая норма существует в законе: если человек без уважительной причины в течении шести месяцев не проживает в квартире, то его можно выселить по решению суда. И судья задумался: насколько это конституционно - можно ли за одно преступление давать два наказания, ведь фактически человек остался без жилья. И судья приостановил производство по делу, направил запрос в КС, и КС признал неконституционной эту норму. И это дело было продолжено, естественно заводу в иске было отказано, и впоследствии все аналогичные дела были решены таким образом.
В: Это делается письмом, публикуется где-то? Каким образом все дела начинают идти так, а не иначе?
О: Решения КС публикуются.
В: Давайте поговорим немножко не о судах. Имеются такие органы, они внесудебные, они лицензируют и инспектируют виды деятельности, в частности, по закону о лицензировании видов деятельности. Насколько я помню законодательство, там не предусмотрено никакой ответственности органа, выдавшего лицензию в случае, если тот, кому выдали лицензию, нарушает ее параметры?
О: К сожалению так оно и есть.
В: В этом направлении, не встречалось ли Вам попыток что-то изменить, жалоб, попыток подать в суд?
О: На лицензирующие органы нет. Никто не пытался с ними связываться, потому, что фирмы, которые постоянно занимаются продажей товаров или оказанием услуг, то есть деятельностью, подпадающей под лицензирование или сертификацию, они боятся связываться с этими организациями, потому что завтра им опять через эти органы проводить сертификацию своих товаров.
В: Понятно. А потребители? Я пошел к врачу, врач изуродовал мне челюсть, я попросил номер его лицензии, пошел и выяснил, что у него нет диплома, нет соответствующего образования, а лицензию ему выдали. Несет ли ответственность орган, выдавший лицензию?
О: Потребители никогда не пытались. Один раз. Есть такая организация - Федеральный фонд социальной защиты, который разработал такую программу "Жилье" и пытался предоставлять людям жилье с оплатой в рассрочку. Но они поставили там достаточно грабительские условия, например, вместо обещанной цены на 30% ниже рыночной, цена на их услуги сейчас, по-моему на 80% выше рыночной. Например, за однокомнатную квартиру вы будете платить ежемесячно 500 долларов арендной платы вместе со всеми платежами, и так в течение 10 лет. И выяснилось, что лицензия была им выдана с нарушениями требований законодательства. Инициативная группа обратилась в лицензирующий орган для начала, тот провел проверку и обнаружил, что лицензия была выдана с нарушением закона и инициативная группа обратилась в Тверской, по-моему суд, уже с иском к лицензирующему органу. Но у них даже не приняли этот иск, потому что по мнению судьи в данном случае это спор не подведомственен суду. Это можно, конечно, обжаловать, но на мой взгляд этот спор не имеет перспективы. Это ничем не закончится, мы никогда не докажем причинную связь между тем, что выдали лицензию и тем, что в результате получилось. Я могу привести еще более четкий пример. Была такая достаточно известная финансовая компания "НБ-траст". И ее охраняли два отделения милиции. Два офиса у нее было, два отделения милиции ее охраняли. Когда люди поняли, что там что-то происходит, они стали обращаться, естественно по территориальному признаку в эти же отделения милиции с просьбой провести проверку, принять меры, арестовать имущество. Прошло некоторое время, фирмы сбежали. Люди обратились с иском в суд. Иск у них был принят, не к отделениям, так они не являются юридическим лицом, а к ГУВД Москвы, со ссылкой на ГК и Конституцию, в соответствии с которыми ущерб, причиненный в результате незаконного действия или бездействия государственных органов - а это как раз то, что касается лицензирующих органов - подлежит возмещению по решению суда. Суд отказал, говоря, что между тем, что сбежали и между тем, что не принимались меры по вашим заявлениям и тем, что причинен ущерб нет причинной связи, прямой причинной связи. С этим можно спорить, но такова судебная практика.
В: Но я знаю, что есть иски на налоговые органы, какая тут специфика?
О: Есть. Налоговые органы слишком затрагивают интересы всех, причем человек ничего не теряет, когда он обращается с иском на налоговые органы. Специалисты в налоговых органах меняются каждый день фактически. И поэтому, если вы обратитесь с иском к организации, например “Ростест-Москва”, то и через 10 лет там будут сидеть те же люди, что и сейчас. И они никогда вам этого не простят. А в местной налоговой инспекции народ меняется каждый день, и то, что там появился иск, от этого мало кому конкретно хуже. Просто существует определенный механизм. В “Ростесте” будет судиться определенный человек, тот самый, который вам навредил, тот человек, действия которого вы обжаловали. А в налоговой инспекции или большой государственной структуре с вами будет судиться представитель большого юридического отдела, которому все равно, и от него никак не убудет. Это машина, которая запустилась и пойдет по накатанному пути. Поэтому, с ними судятся и иногда выигрывают. И они возвращают деньги. Это машина. Точно так же, как с Правительством Москвы - с ним тоже судятся. Очень много судятся, и они так же много выплачивают по искам. Опять же, это - машина. Разные люди судятся, разные люди исполняют решения.
В: Не встречались ли Вам такого рода организации, специализирующиеся на такого рода исках, скажем, страхование от ошибок налоговых органов?
О: Нет, не встречалось.
В: Давайте перейдем к следующему институту - арбитражным судам. Не могли бы Вы вкратце сказать о Вашем к ним отношении?
О: Почему я не люблю арбитраж. В арбитраже все решает не знание и умение юриста, как правило, а наличие или отсутствие той или иной бумаги. Вот если есть у вас бумага, то вы дело выиграете, если нет у вас бумаги, то как бы вы не ссылались на инструкции, законы, косвенные, теоретические предпосылки, то ничего у вас не получится, если у вас прямо это не написано в бумаге. Доказать что-либо в арбитражном суде очень и очень сложно. А почему я люблю арбитражный суд - там все происходит очень быстро. Если средний срок рассмотрения гражданского дела восемь месяцев, то средний срок рассмотрения арбитражного дела - два месяца. Максимум два. Вы пришли, вас пригласили в назначенное время, в отличие от суда, вас выслушали и вы ушли. Если что-то произошло, судья заболел, дело максимум отложится на две-три недели, и в следующий раз будет рассмотрено. Если не этим судьей, то другим. Если ответчик не пришел, то дело рассмотрят без ответчика, и его при этом еще и оштрафуют.
В: Скажите пожалуйста, насколько я понимаю, это абсолютно новое по сравнению с советскими временами образование или нет?
О: Нет, арбитражный суд всегда был. Может быть ему не придавалось такого значения, это суд для чисто хозяйственных споров. Может быть раньше туда меньше обращались. Только крупные организации судились. И действительно это пошло с советских времен - все решает бумага, если нет бумаги - ничего не получится. Кстати большинство юристов не любит арбитражный суд за то, что там почти открыто берут взятки, там все решается до суда. Существуют определенные расценки: если вы пришли в суд проконсультироваться до того, как вы подали исковое заявление, то это стоит, допустим, 100 долларов, а если вы пришли в суд, когда исковое заявление уже подано и хотите, чтобы как-то на это дело повлияли, то это уже порядка 500 долларов, понятно, что все зависит от суммы иска. В принципе, существуют такие расценки.
В: Скажите пожалуйста, они организованы так же как суды, то есть существует административная вертикаль?
О: Там есть, естественно, вертикаль, существуют суды городские, областные, существует федеральный суд. Там нет мелкой структуры, на город Москву существует московский городской арбитражный суд, на область - областной. Там нет разделения по районам, регионам. И сейчас появилось в арбитражном суде новая стадия процесса - апелляция. Если в гражданском процессе есть кассация, то есть повторное рассмотрение дела, то в арбитражном это - совсем новое, появилось буквально месяцев десять назад.
В: Если я правильно понимаю, то судью в обычном суде назначает вышестоящий суд?
О: Не совсем так. Судья - это федеральный служащий, это человек, который назначается на уровне президента РФ. Вышестоящий суд не назначает судью, он проводит аттестацию судей. Судья проходит квалификационную коллегию прежде, чем назначиться на должность. По сути это - экзамен. Только после того, как этот экзамен пройден, с учетом мнения вышестоящего суда подаются сведения выше и назначаются судьи. Для этого судья, естественно, должен иметь высшее юридическое образование, три года стажа по специальности, не менее 25 лет возраст.
В: А судьи арбитражного суда?
О: Не могу точно сказать, как они назначаются, сейчас не помню. Требования к квалификации те же самые. Для судей вышестоящих более жесткие требования, требование проработать в суде не менее 5 лет. То есть предполагается, что каждый вышестоящий судья должен быть более опытным, чем судья предыдущего уровня.
В: Скажите пожалуйста, имеют ли право стороны арбитражного процесса апеллировать к КС?
О: Если есть на это основания. КС рассматривает только определенную категорию дел, нарушение Конституции.
В: А права человека?
О: Существует международный суд по правам человека, туда можно обращаться, существует определенная процедура обращения в этот суд. В Москве даже существует специальная организация, это общественная организация, которая занимается тем, что готовит документы для прохождения международного суда по правам человека.
В: По каждому федеральному судье имеется распоряжение Президента?
О: Обычно стандартной формы Указ, в котором утверждаются все. Списком.
В: То есть ротация одновременная?
О: Нет, если что-то происходит, то конечно, по отдельному судье, если освобождается место, то распоряжение.
В: Переходим ко второму блоку. Я с конца начну. Есть такая проблема - законодательство и поправки. Понятно, что для профессионалов это их работа, их обязанность, их время - отслеживать письмо номер семь, изменяющее абзацы с такого-то по такой-то инструкции номер такой-то и т.д. Вопрос: мне кажется, что законодательство чрезвычайно перегружено последующими уточнениями, которые выходят иногда по нескольку раз. Испытывают ли какое-нибудь напряжение суды, адвокаты, прокуроры?
О: Естественно. Конечно адвокатам проще, потому что каждый из них занимается определенной спецификой и отслеживает законодательство по своему вопросу, а судьям это просто невозможно. Они ориентируются в основном на то, что им приносит адвокат, либо на то, что они получают на своих учебах.
В: То есть, есть кто-то, помимо судей, кто собирает, осмысливает, обобщает эти все изменения и доводит до них эти все изменения уже систематизированными?
О: В хороших судах, которые расположены на богатых территориях, есть специальная должность - референт, который получает законодательство, сводит все поправки и представляет их судьям. В одном из судов Москвы, раньше он назывался Калининский, есть даже библиотека, куда судья может спуститься и посмотреть законодательство. Обязательно есть отдел обобщения законодательства в Верховном суде, обязательно, и в Московском городском суде тоже есть референт, который этим занимается. А так, практически у каждого адвоката дома есть какая-нибудь юридическая система.
В: А у Вас есть?
О: Есть.
В: Скажите пожалуйста, раньше, в конце предыдущего режима была такая проблема, бурно обсуждавшаяся - ведомственные акты и законодательство. Были противоречия, ведомства вроде бы правом нормотворчества не были наделены, но вовсю осуществляли выпуск норм. Имеется ли сейчас какое-то напряжение в этом месте, по делам или еще как-то?

О: Конечно, это бывает, но дело в том, что в законе указать все невозможно. Если сейчас нет такого прямого противоречия, стараются избежать прямого противоречия подзаконных актов закону и суды все-таки руководствуются законом. Но есть другая проблема - толкование этих подзаконных актов. Многие юристы придумывают такое толкование, которое напрочь отменяет закон. Например, буквально сегодня из Тольятти прислали заключение "О возможностях и порядке применения правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями. Утверждено постановлением ..." В письме спрашивается, насколько обоснован этот комментарий. О чем идет речь. Существует бесплатная медицинская помощь, существует платная медицинская помощь. Когда Вы приходите в поликлинику, Вы же потребитель, Вы же не знаете своих прав, какие услуги должны быть платными, какие бесплатными. Вам говорят, что, например, за эту операцию нужно заплатить. Когда начинаешь разбираться, то зачастую оказывается, что эта операция относится к бесплатным медицинским услугам, мы не должны за нее платить. В Тольятти общество потребителей начало целую программу по борьбе с такими вот нарушениями. И против этой программы стали защищаться медицинские учреждения. Вот одно из толкований. Здесь написано следующее, что Вам государство гарантирует не виды медицинской помощи, а объем медицинской помощи. Вот тот объем, который государство оплатило, то Вам предоставляется бесплатно. Вот лежите Вы на операционном столе, Вам говорят, что за разрез заплатили, а за наркоз - нет. Хотите наркоз - платите. Вот в том объеме, в котором это оплачено. Идет такое толкование, что медицинская организация имеет право брать с Вас деньги даже за тот перечень, который содержится в законе как бесплатный, только государство ей не оплатило. Это толкование юриста, которое, может быть, имеет право на существование. И такие толкования идут по очень многим правилам. И они фактически сводят на нет правила.
В: Скажите пожалуйста, нет ли у Вас такого наблюдения, что чем подробнее правило, то тем легче писать толкование?
О: Естественно, тем легче все перевернуть. Это совершенно очевидно, потому что закон все предусмотреть не может, да и не должен, потому что законы пишут, к сожалению, депутаты, а правила пишут специалисты. В этом очень большая разница. И человек, который писал например закон о туристских услугах, он совершенно не владеет спецификой туристических услуг и, более того, он, вероятно, даже не юрист.
В: Да, я в журнале "Деньги" видел Ваш комментарий. Там упоминается существование туристического продукта.
О: Да, договор розничной купли-продажи этого продукта.
В: А Вы пишете, что правовые последствия нарушения договора купли-продажи и договора об оказании услуг разные. Вы не могли бы сказать с чем это связано?
О: Разные категории. Одно дело, когда вам продают магнитофон, другое дело, когда вам проводят операцию. Разные последствия услуги и разное, естественно, ваше правовое положение в этом случае, как получателя продукта и как потребителя услуги. И здесь невозможно привести все к одному знаменателю. В том и в другом случае последствия продажи вам некачественного товара и продажа вам некачественного туристического продукта, то что вы не отдохнули, потратили время, деньги и нервы - совершенно разные.
В: Если я правильно понимаю, расстояние между этой сферой, нарушением обязательств одной стороной, и сфрой прав человека в широком смысле совсем невелико - здесь очень близкое что-то. Нет ли у Вас опыта, у вас организация все-таки известная, когда хозяйствующие субъекты обращаются к вам не как потребители, а как производители товаров, услуг на своих рынках, а там они обижены как потребители на своем потребительском рынке: недостоверная информация, ...
О: Это конечно бывает и достаточно часто. Когда обращаются те же туристические фирмы, которые связаны со своими поставщиками и поставлены в довольно жесткие условия. Туристические фирмы не в Москве очень связаны с московскими туристическими фирмами. Им говорят, что либо ты приобретаешь у нас турпродукт на тех условиях, на которых мы его продаем, либо ты не приобретаешь и сидишь там без денег, без зарплаты и т.д. То же самое с крупными поставщиками продуктов. Это очень больной вопрос у всех продовольственных магазинов. Потому что купить товары в другом месте они не могут, это невыгодно экономически. Они же не могут поехать за молоком не на Лианозовский или Черкизовский комбинат, а, например, в Санкт-Петербург. Это будет намного дороже.
В: Но физически могут.
О: Физически могут, но это ведет к увеличению затрат. А Черкизовский и Лианозовский выставляют определенные условия. Хотя они юридически не являются монополистами, но фактически предприятия не имеют возможности бороться с ними. Они имеют чисто теоретическую возможность защищать свои интересы: через антимонопольный комитет, через суд. Но пока они будут это делать, они разорится. Это совершенно очевидно.
В: А какой мотив у Лианозовского и Черкизовского делать неудобной продажу их продукции?
О: Не неудобной, а определенные дополнительные условия включать в договор, которые не выгодны магазину. Как-то я была на встрече с производителями, и Лианозовский комбинат сказал: да, мы продаем продукцию вне Москвы дешевле за счет того, что в Москве мы на несколько процентов продаем дороже. С одной стороны, это дискриминация, а с другой стороны, попробуйте вы купите, если вы московский магазин, на Лианозовском комбинате по ценам, установленным для региона. Хотя это чистое нарушение закона о конкуренции, дискриминирующие условия. Бороться можно и юридически выиграете, но разоритесь. И что касается арбитражных судов, есть еще один вопрос - госпошлина. Если в суде вас освободят от уплаты госпошлины, если вы представите справку, что вы пенсионер, безработный, еще какую-нибудь, что вы больны. То в арбитражном суде у вас фактически нет шансов освободиться от уплаты госпошлины. И поэтому, если у вас иск на большую сумму, а у вас нет денег на уплату госпошлины, вы лишены возможности защитить свои права. Это фактически недоступность правосудия.
В: Госпошлина отнормирована к объему иска?
О: Да. Это сейчас еще сделали, года три назад, более-менее нормальный закон о госпошлине, который уменьшает размер госпошлины в зависимости от величины иска, чем больше иск, тем меньше процент. Раньше же был одинаковый для всех - 15%. По арбитражным делам, по-моему 10%. И фирма не может обратиться в суд, потому что... не может.
В: Да, вот тут джентльмены с пальцами и в цепях и появляются, потому что есть игра на на разнице цен?
О: Да.
В: Если бы Вас спросили как Вы оцениваете движение, тенденцию во всем законодательном массиве за последние пять лет, что бы Вы выделили, три самые главные приметы, которые Вам полезны или мешают, три самых мощных изменения. Я говорю сейчас о массиве законодательной документации.
О: Законодательства очень много, оно не согласовано друг с другом.
В: Но так ведь всегда было, и в 89-м и в 90-м.
О: Не настолько. Все-таки старались придерживаться одной концепции при решении одного и того же вопроса. А сейчас ситуация совершенно другая, каждый субъект федерации по вопросам, которые относятся к совместному ведению, или к его ведению, старается принять несколько нормативных актов. Причем сами они внутри себя могут противоречить друг другу, плюс есть российские акты, которые тоже противоречат эти документам. И в итоге человек не знает на какой конкретный акт он должен обращать внимание. И в соответствии с каким нормативным документом ему действовать. Это в основном касается хозяйствующих субъектов. Потому что гражданин пойдет к адвокату и как-то разберется, а фирма - нет.
В: И что практика делает, она как-то компенсировать должна?
О: Она старается не выполнять ни то, ни другое, ни третье, вот, например, по хозяйствующим субъектам. И решать вопросы другими путями, например, дачей взяток. Потому что у каждого контролирующего органа, по магазинам, например, свои требования, что должно быть в магазине, и как это должно быть оформлено. Как должны быть оформлены такие-то сертификаты, какие печати должны стоять здесь. Каждый контролирующий орган приходит смотрит свое, в итоге не выполняется ничего.
В: Каждый, Вы имеете в виду, по видам: санэпидем, еще что-то или по районам?
О: И по видам и так. Потому что, если вы поговорите с директорами магазинов, они скажут, что в день иногда приходят три проверки разного уровня. И с каждым приходится расплачиваться...
Конец интервью

 

Вернуться в начало

Вернуться на главную страницу

Вернуться в Интервью и мемуары