Э.Ершов. Советы лекторам

Эмиль Борисович Ершов жуткое количество лет назад читал нам курс математического моделирования экономики. Потом я какое-то время работал в его лаборатории. Он продолжает преподавать, и я слегка завидую его студентам, хотя сейчас мои взгляды на роль математических моделей в экономических исследованиях и изменились. Он безусловно лучший лектор, которого я слышал. Поэтому, когда мне пришлось готовить собственный курс, я обратился к нему с просьбой поделиться опытом. Помимо предметно ориентированных советов, он дал мне и ряд таких, которые имеют более универсальную ценность. Итак…

Советы Э.Б.Ершова.

19.01.1999

1. Не полагайся на предшественников. Выдели отдельный блок типа моего “Необходимые сведения из линейной алгебры”, куда отнеси материал, без которого понимание невозможно, но который не является предметом курса. Дай его сразу за первой обзорной лекцией.

2. Обзорную лекцию читай дважды – один раз в начале курса, второй раз в самом конце. Они второй раз пройдутся по той же местности, но теперь как по знакомой, зададут новые вопросы. На этих заключительных лекциях еще раз обозначь границы (мол, а дальше – неведомая земля).

3. Различай содержимое твоей головы и форму его представления. Речь и письмо по определению линейны, а представление лектора о предмете по меньшей мере двумерно, как карта. Поэтому нужно, чтобы они периодически возвращались мыслью к уже прочитанному две, три лекции назад.

4. Давай им работу, для которой нужен весь прочитанный материал. Для этого удобно иметь задачки, решая которые они должны будут привлекать материал с первой лекции по текущую.

5. Вот тебе принципы составления задач: они должны быть однотипными с разными условиями сложности (два-три) плюс четыре-пять повышенной сложности для возможных фанатов.

6. Будь готов к пост-лекционному периоду. В конце курса из 50 человек к тебе подойдет человека два-три, которые захотят как-то продолжить общение с тобой или с предметом, или с вами обоими (например, с просьбой дать почитать что-то более продвинутое). Будь готов им что-то дать или указать, ради этих подошедших ты и читал всем остальным.

7. На каждую лекцию бери что-нибудь интересное, захватившее тебя – книгу, журнал, исследование. Показывай им как что выглядит (источники, перечни, статистика, интернетные ссылки и т.д.).

8. Мани неизвестным. Обозначай в ходе чтения лекций границы, за которыми неведомая земля, “а вот эта проблема в настоящее время не решена”.

9. Продумай механику. Техническая подготовка – реши, какие таблицы, слайды тебе нужны. Приготовь их. Заранее разложи в том порядке, в котором нужно.

10. Не тормози на механике. Если какую-то таблицу надо искать и если это тормозит процесс, лучше пропусти – ущерб от падения энергии в аудитории больше, чем от пропуска одной из многих таблиц. Если пропущенное важно, вернись к нему в начале следующей лекции.

11. Добейся дисциплины, вообще установи нормы поведения на первой лекции, лучше явно (“договор между преподавателем и аудиторией”).

12. Давай им отдыхать. Помни - постоянное внимание утомляет, даже если им интересно.

13. Шути, но не будь циничным.

Вернуться в начало

Вернуться на главную страницу